«Кто не помнит поэтических стихов в «Онегине», посвященных танцующей Истоминой?» - писал Белинский, рассуждая о театральных искусствах. Лучших стихов о балете не создано:
По свидетельству летописца русского театра Пимена Арапова, Истомина была среднего роста, брюнетка красивой наружности, очень стройная, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами. Она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях. Истомина не имела себе равных в балете. Она блистала в балетах «Зефир и Флора», «Дезертир», «Медея и Язон», «Лиза и Колен», «Кора и Алонзо», «Нина, или Сумасшедшая от любви». Она была первой исполнительницей главных героинь в балетах на сюжеты Пушкина – Черкешенкой в «Кавказском пленнике» и Людмилой в «Руслане и Людмиле». Виртуозная танцовщица, Истомина в то же время была отменной актрисой и выступала в комедиях и водевилях.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку воздушному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола:
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Литература:
Эльяш, Н. И. Авдотья Истомина / Николай Иосифович Эльяш. - Ленинград : Искусство, 1971. - 190 с. : ил. - (Корифеи русской и зарубежной сцены).