В сентябре

220 лет назад (1799) начался знаменитый переход армии А. В. Суворова через Альпы.

205 лет назад (1814) начался Венский конгресс, завершивший войны европейских государств с наполеоновской Францией.

185 лет назад (1834) на Дворцовой площади Петербурга установлена Александровская колонна – памятник в честь победы русского народа в войне с Наполеоном.

180 лет назад (1839) состоялась закладка храма Христа Спасителя в Москве в память об Отечественной войне 1812 года.

100 лет назад (1919) в Москве открылась Государственная школа кинематографии (с 1938 г. – ВГИК). С 1992 г. – Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) имени С. М. Герасимова.

80 лет назад (1939) фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война.

13 сентября – День программиста (в 256-й день года, в високосный год – 12 сентября)

11 сентября 2009 года Президент России подписал указ № 1034 «О Дне программиста», подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и установивший в России новый официальный праздник. Согласно этому документу, День программиста празднуется в России на 256-й день года - 13 сентября, а если год високосный - 12 сентября. Число 256 выбрано потому, что это количество целых чисел, которое можно выразить с помощью одного восьмиразрядного байта, а также это максимальная степень числа 2, которая меньше количества дней в году - 365.

13 сентября – 125 лет со дня рождения Джона Бойнтона Пристли (1894-1984), английского писателя, драматурга, театрального режиссера

Джон Бойнтон Пристли – автор более 120 произведений, романист, драматург, эссеист, литературный критик. С его именем связано несколько десятилетий английской культуры. Славу ему принесла тринадцатая по счету книга – роман «Добрые друзья» (1929), в котором писатель декларировал свою приверженность незыблемым, старым, добрым английским традициям. Роман «Улица Ангела» (1931) был принят столь же восторженно. В 1930-х гг. рождается Пристли-драматург. Начав с успешной переработки романа «Добрые друзья», он написал более 40 пьес. Наиболее значительные из них – «Опасный поворот» (1932), «Время и семья Конвей» (1937), «Инспектор пришел» (1946). Пристли руководил двумя лондонскими театрами и поставил в них около 16 собственных пьес. Он создал теорию новой драмы, противопоставив ее традиционной «хорошо сделанной пьесе». К позднему творчеству можно отнести: романы «Дженни Вильерс» (1947), «Фестиваль в Фарбридже» (1953), «Доктор Солт уезжает» (1966). Пристли – блестящий эссеист, мастер этого чисто английского жанра. Среди сборников эссеистики – «Записки из Лилипутии» (1922), «Открытый дом» (1927), «Заметки на полях» (1962), «Англичане» (1973) и др.

13 сентября – 125 лет со дня рождения Юлиана Тувима (1894-1953), польского поэта

Юлиан Тувим дебютировал в 1913 году стихотворением «Просьба», опубликованным в «Варшавском курьере». В его поэзии часто использовался разговорный, повседневный язык. Оптимизм, отраженный в его ранних стихах, постепенно заменился горьким и опустошенным мировоззрением. Поэма Тувима «Бал в опере», сатирически изображающая польское правительство, была запрещена цензурой. В предвоенные годы в стихах Тувима прозвучала резкая критика фашизма. Проведя в эмиграции 1939-1945 гг., он продолжал выступать против фашизма. В своем творчестве Тувим всегда много внимания уделял детям и выпустил несколько сборников стихотворений для детей. Наиболее популярные циклы стихов для детей: «Про пана Трулялинского» (1938), «Слон Хоботовский» (1938) и др. Тувим – один из лучших европейских переводчиков, редкого мастерства переводчик мировой поэзии, от Горация до Рембо. Он перевел на польский язык разнообразные произведения русской и советской литературы, от «Слова о полку Игореве» до Пастернака. Русским же читателям он более всего известен в переводе С. Маршака и С. Михалкова.

13 сентября – 85 лет со дня рождения Тамары Андреевны Милашкиной (1934-1988), русской оперной певицы

Народную артистку СССР Тамару Андреевну Милашкину можно назвать одним из лучших сопрано оперной сцены. В перечне ее ролей видна широта диапазона творческих интересов и возможностей. Русская классика – Татьяна в «Евгении Онегине», Иоланта в одноименной опере, Мария в «Мазепе», Лиза в «Пиковой даме», Ярославна в «Князе Игоре». Западный репертуар – Тоска, Маргарита в «Фаусте», Леонора в «Трубадуре», Аида, Елизавета в «Дон Карлосе». Сколько бы раз ни выступала Милашкина в той или иной партии, певица всегда вносила новые краски и тонкие оттенки, но главное – это одержимость музыкой и творчеством.

Литература:

Грошева, Е. А. Тамара Милашкина : творческий портрет / Е. А. Грошева. - Москва : Музыка, 1983.

13 сентября – 145 лет со дня рождения Арнольда Шенберга (1874-1951), австрийского композитора, дирижера и педагога

Арнольду Шенбергу принадлежит исключительное место в развитии модернистской музыки. В романтическом плане написаны струнный секстет «Ночь просветления», симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» и цикл симфонических баллад «Песни Гурре» - все это программные произведения. Примерами его экспрессионистского метода служат монодрама «Ожидание» и драма «Счастливая рука».

Литература:

Адорно, Т. В. Философия новой музыки / Т. В. Адорно ; пер. с нем. Б. Скуратова. - Москва : Логос, 2001.