18 апреля - 110 лет со дня рождения Александра Ивановича Валентика (18 апреля 1914, м. Стрешина, Жлобинский р-н, Могилевская обл. – 1979, Псков), инженера-железнодорожника, создателя и первого руководителя музея псковских железнодорожников
Александр Иванович Валентик родился в семье служащего: отец работал аптекарем, счетоводом и бухгалтером в системе кооперации и Госбанка (умер в 1939 г. в Днепропетровске), мать была домохозяйкой (умерла в 1952 г.). В 1929 г. окончил Стрешинскую семилетнюю школу и был командирован комсомолом на стройку в г. Свердловск, окончил фабрично-заводское училище в г. Кунгуре, работал слесарем, а затем токарем в паровозном депо Полпинская. В 1933 г. поступил в Брянский техникум путей сообщения, который окончил в 1937 г. и был откомандирован в паровозное депо ст. Витебск Западной железной дороги. В 1940 г. откомандирован на вновь организованную Белостокскую железную дорогу, где работал до начала Великой Отечественной войны в качестве заместителя начальника отделения паровозного хозяйства.
С началом Великой Отечественной войны группа железнодорожников была направлена на борьбу с десантом противника, из нее А. И. Валентик организовал в Дриссенском районе партизанский отряд, влившийся позднее в партизанскую бригаду «Неуловимые» войск МГБ, где комбригом был Герой Советского Союза М. С. Прудников. А. И. Валентик прошел здесь путь от бойца-подрывника до начальника разведки и комиссара отряда, а семья его в это время проживала в партизанской зоне в Полоцком районе. За участие в партизанском движении был награжден орденом и медалями, после тяжелого ранения получил пожизненную инвалидность. После войны восстанавливал железные дороги, работал в Лиде, Черняховске, на станции Богосово. В 1953 г. был направлен на работу в сельское хозяйство, стал директором МТС.
В 1956 г. А. И. Валентик получил назначение в Великие Луки, работал инженером на электростанции, преподавал в техникуме железнодорожного транспорта им. К. Заслонова, заочно окончил исторический факультет Великолукского педагогического института. Тогда же он начал собирать материалы для музея Великолукского локомотивного депо. С объединением Великолукского отделения дороги с Псковским в 1963 г. переехал в Псков, работал инженером службы тяги. Увлечение историей железной дороги, зародившееся в Великих Луках, стало делом его жизни: А. И. Валентик проделал огромную работу по выявлению и сбору материалов об истории Псковского отделения дороги в архивах и библиотеках, записал воспоминания участников и очевидцев многих важных событий. Был главным инициатором создания музея псковских железнодорожников, и со времени открытия 27 июля 1967 г. являлся его руководителем (до 1979 года). Музей тогда размещался в правом крыле здания Псковского вокзала, А. И. Валентик был автором первой его экспозиции. Он же неоднократно выступал со статьями и заметками по истории псковских железнодорожников в периодической печати, рассказав об участии их в революционных событиях, Гражданской и Великой Отечественной войнах и др.
«Жизнь моя отдана железной дороге, сердце мое принадлежит исторической науке», – признавался Александр Иванович. Музей, созданный им, действует до сих пор (в 1988 г. он был перемещен в новое, более просторное помещение бывшей железнодорожной поликлиники), в 1989 г. получил звание народного.
Литература:
Из истории железных дорог Псковского края : сб. тр. сотрудников музея / Пск. ж.-д. музей ; [сост. Р. Н. Королькова ]. - Псков : [б. и.], 2003. - 199 с., [4] л. цв. ил. : ил. + 2 л. схем., 1 л. пл. - (1100 лет Пскову).
На с. 5-6 – краткие сведения об А. И. Валентике, портрет.
Рассадкина, Н. Хранители героических традиций / Н. Рассадкина // Молодой ленинец. – 1969. – 18 нояб.
Александр Иванович Валентик родился в семье служащего: отец работал аптекарем, счетоводом и бухгалтером в системе кооперации и Госбанка (умер в 1939 г. в Днепропетровске), мать была домохозяйкой (умерла в 1952 г.). В 1929 г. окончил Стрешинскую семилетнюю школу и был командирован комсомолом на стройку в г. Свердловск, окончил фабрично-заводское училище в г. Кунгуре, работал слесарем, а затем токарем в паровозном депо Полпинская. В 1933 г. поступил в Брянский техникум путей сообщения, который окончил в 1937 г. и был откомандирован в паровозное депо ст. Витебск Западной железной дороги. В 1940 г. откомандирован на вновь организованную Белостокскую железную дорогу, где работал до начала Великой Отечественной войны в качестве заместителя начальника отделения паровозного хозяйства.