Малышев Вячеслав Александрович

16 декабря - 120 лет со дня рождения Вячеслава Александровича Малышева (16 (3 ст. ст.) декабря 1902, г. Усть-Сысольск, Пермская губ. – 20 февраля 1957, Москва), Героя Социалистического Труда

16 декабря - 120 лет со дня рождения Вячеслава Александровича Малышева (16 (3 ст. ст.) декабря 1902, г. Усть-Сысольск, Пермская губ. – 20 февраля 1957, Москва), Героя Социалистического Труда

Родился 16 (3 ст. ст.) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольске Пермской губернии, ныне город Сыктывкар - столица Республики Коми. Русский. Сын учителя. В 1904 году семья переехала в город Великие Луки Псковской губернии. С 1918 года работал помощником и секретарём народного суда в городе Великие Луки. В течение двух лет Вячеслав Малышев работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище. По состоянию на 1920 год часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован.

Окончил железнодорожный техникум в городе Великие Луки в 1924 году. С 1924 года работал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза в депо на станции Подмосковное Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 19261927 годах служил в Красной армии В ноябре 1927 года демобилизован в вернулся машинистом в депо станции Подмосковная, затем дежурный по депо. С сентября 1928 года машинист тепловоза (самая современная по тем временам техника) в железнодорожном депо станции Люблино (Москва). В июле 1930 года направлен на учёбу. В 1934 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана, в качестве дипломной работы представив проект мощного магистрального тепловоза. Распределён на Коломенский паровозостроительный завод имени В.В. Куйбышева. Работал на этом заводе с сентября 1934 года конструктором, заместителем начальника особого сектора конструкторского бюро, заместителем главного конструктора завода, заместителем начальника и начальником дизельного цеха, главным инженером завода, с мая 1938 года директором завода. В феврале 1939 года – октябре 1940 года народный комиссар тяжелого машиностроения СССР, в его ведении находилась и вся танковая промышленность Советского Союза. В октябре 1940 года назначен заместителем Председателя Совета народных комиссаров СССР (был им до мая 1944 года) и народным комиссаром среднего машиностроения СССР (по сентябрь 1941 года). В годы Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по август 1942 года и после короткого перерыва с июня 1943 года по октябрь 1945 года был народным комиссаром танковой промышленности СССР. На этих постах проделал поистине титаническую работу по развертыванию танкостроения и организации серийного производства танков и другой бронетехники на Урале. «За выдающиеся заслуги в деле организации производства танков и артиллерийских самоходных установок, а также в освоении новых типов боевых машин и оснащении ими Красной Армии» указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Малышеву Вячеславу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С октября 1945 года - народный комиссар транспортного машиностроения СССР (с марта 1946 года - министр). В декабре 1947 года вторично назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР (работал на этом посту по март 1953 года). Привлечён к руководящей работе по «атомному проекту» СССР. С января 1948 года одновременно - председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. В январе 1950 года назначен министром судостроительной промышленности СССР. С октября 1952 года - член Президиума ЦК КПСС (так тогда именовалось Политбюро ЦК КПСС), где курировал тяжёлую и оборонную промышленность. В июне 1953 года назначен министром среднего машиностроения СССР (по февраль 1955 года). Занимая этот пост в трудный период становления отрасли и будучи первым советским «атомным министром», Малышев сумел добиться выдающихся результатов. Также в декабре 1953 годa его в третий раз назначают заместителем Председателя Совета Министров СССР (по февраль 1955 года). В мае 1955 года назначен председателем Государственного комитета СССР по новой технике. На этом посту его основной задачей стало создание ракетно-космической отрасли СССР. В декабре 1956 года одновременно он становится первым заместителем председателя Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства СССР - министром СССР. Член ВКП(б)/КПСС с 1926 года. В 1939-1957 годах член ЦК ВПК(б)/КПСС. С октября 1952 по март 1953 года член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-4-го созывов (19371957). Скончался 20 февраля 1957 года в Москве от рака. Причиной болезни стала большая доза радиации, полученная Малышевым на испытаниях первой советской термоядерной бомбы в 1953 году, где он тогда был председателем Государственной комиссии. Урна с прахом В. А. Малышева захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (5.08.1944). Генерал-полковник инженерно-танковой службы (19.04.1945). Награждён 4 орденами Ленина (15.04.1939, 5.06.1942, 5.08.1944, 15.12.1952), орденами Суворова I степени (16.09.1945), Кутузова I степени (19.04.1945), медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», другими медалями. Лауреат двух Сталинских премий СССР (в т. ч. 1951). Мемориальные доски установлена на зданиях Коломенского тепловозостроительного завода и на улице его имени в Коломне.

Литература:

Никитенко, Н. В. Время выбрало их : Псковичи - Герои Социалистического Труда / Н. В. Никитенко. - Псков, 2003. - С. 222-225.

Никитенко, Н. В. Время выбрало их : Псковичи - Герои Социалистического Труда / Н. В. Никитенко. - Псков, 2003.- 261 с. : ил. - Режим доступа: www. pskovbook.ru

Родился 16 (3 ст. ст.) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольске Пермской губернии, ныне город Сыктывкар - столица Республики Коми. Русский. Сын учителя. В 1904 году семья переехала в город Великие Луки Псковской губернии. С 1918 года работал помощником и секретарём народного суда в городе Великие Луки. В течение двух лет Вячеслав Малышев работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище. По состоянию на 1920 год часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован.