Ушинский Константин Дмитриевич

2 марта - 195 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871), русского писателя и педагога.

2 марта - 195 летсо дня рождения русского писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского(1824-1871)

Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию, в русской педагогической практике. Константин Дмитриевич родился в городе Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет. После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда.

Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс гимназии, которую окончил в 1840 году.  Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена.  Круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он также увлекался литературой, театром, а также всеми теми вопросами, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени. В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее. В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей. Оставшись без работы, он перебивается мелкой литературной поденщиной - рецензиями, переводами и обзорами в журналах.  Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинского пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт, а в 1859 году - на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.  Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - школы, детские сады, приюты, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Константин Дмитриевич Ушинский выступал как видный общественный деятель.

http://www.kotmurr.spb.ru/library/ushinskij/index.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушинский,_Константин_Дмитриевич