21 марта – 180 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского (21 марта 1839, с. Карево Торопецкий у. (ныне Куньинский р-н), Псковская губ. – 28 марта 1881, Петербург), выдающегося русского композитора.
Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области). Его отец — Петр Алексеевич Мусоргский — происходил из старинного рода смоленских дворян.
В раннем детстве М.П.Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. Первым напечатанным музыкальным сочинением Мусоргского была полька Porte-enseigne Polka (1852 г.).
Во время военной службы произошла его встреча с ординатором военно-сухопутного госпиталя и композитором Александром Бородиным. Зимой 1856-1857 годов М.П.Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими "Новой русской музыкальной школе", известной как "Могучая кучка". Под руководством М.Балакирева он начал серьезно заниматься композицией.
В июне 1858 года М.П.Мусоргский вышел в отставку с военной службы и целиком посвятил себя музыке. Однако, стесненные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
Вершиной творчества М.П.Мусоргского 1860-х годов стала опера "Борис Годунов" на сюжет Александра Сергеевича Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. В 1872 году была начата последняя опера композитора – "Хованщина" по сюжету Владимира Стасова, либретто М.П.Мусоргского. Произведение было окончено в набросках в 1880 году.
В жанре социальной сатиры М.П.Мусоргским были написаны романсы "Козел", "Семинарист", "По грибы", "Пирушка". Богатой колоритностью отмечены песни "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Николая Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Александра Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Тараса Шевченко), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе – на слова Мусоргского), "Блоха" и другие.
При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – "Борис Годунов" и несколько вокальных произведений. Друг М.П.Мусоргского, композитор Н.А.Римский-Корсаков, добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Н.А.Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу "Борис Годунов", поставленную в конце 1896 года.
28 марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Петрович Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств.
Литература:
Образцова, И. М. М. П. Мусоргский на Псковщине / И. М. Образцова, Н. Ю. Образцова. – Ленинград : Лениздат, 1985. – 88 с. : ил.
Васильева, А. Ф. Неизвестные страницы жизни Мусоргского / А. Ф. Васильева. – Псков, 2003. – 272 с. : ил.
Новиков, Н. С. Молитва Мусоргского : поиски и находки / Н. С. Новиков. - 2-е изд., доп. - Великие Луки : [б. и.], 2009. - 221 с., [15] л. ил., портр., цв. ил., [1] л. родословной : ил., ноты, портр., факс. - Список док.: с. 220. - др. кн. авт. на 219-й с.