Основной областью своего творчества Франческо Петрарка считал ученые, полемические и поэтические сочинения на латинском языке, через которые красной нитью проходят гуманистические идеалы: трактаты «О славных мужах», «О достопамятных вещах», «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге», эпическая поэма «Африка», философский диалог «О презрении к миру». Однако славу великого поэта ему принесла «Книга песен» («Canzoniere») – сборник стихотворений на итальянском языке, состоящий из 367 произведений разных жанров: сонеты, канцоны, баллады, секстины, мадригалы. Книга стихов, которую автор писал около полувека (1327–1370), разделена на несколько частей – «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры». Именно сонеты принесли ему посмертную общеевропейскую известность. Несколько городов боролись за право назвать поэта лауреатом. В 1341 году в Риме Петрарка был коронован лавровым венком. С канцон и сонетов, посвященных «Мадонне Лауре», началась поэзия новой Европы с ее вниманием к чувствам и личностным переживаниям человека.
Литература:
Девятайкина, Н. И. Мировоззрение Петрарки : этические взгляды / Н. И. Девятайкина. - Саратов : Саратовский государственный университет, 1988.
Дживелегов, А. К. Творцы итальянского Возрождения : в 2 кн. Кн. 1 / А. К. Дживелегов ; под ред. Р. Хлодовского. - Москва : Терра-Книжный клуб : Республика, 1998.
Петрарка, Ф. Сочинения философские и полемические / Ф. Петрарка ; [сост., пер. с итал., коммент. Н. И. Девятайкиной, Л. М. Лукьяновой]. - Москва : Российская политическая энциклопедия, 1998.
Петрарка, Ф. Избранная лирика / Ф. Петрарка. - 1970.
Борисова, О. Гуманист эпохи Возрождения / О. Борисова // Наука в России. - 2007. - № 6. - С. 92-94.
Рассказывается о последней книге в цикле трудов, освещающих культуру Возрождения, – сборнике «Франческо Петрарка и европейская культура», который представляет несомненный интерес для специалистов и всех поклонников искусства и литературы этой эпохи.
Козлова, С. Петрарка и образ прекрасной Дамы в искусстве Возрождения / С. Козлова // Искусствознание. - 2017. - № 2. - С. 10-41.
Рассматривается влияние образа Лауры из «Канцоньере» Петрарки на представление о прекрасной женщине в искусстве Возрождения. В эту эпоху, когда существовали «сестринские» отношения между живописью и литературой, в Петрарке увидели художника, который словно бы красками и кистью нарисовал портрет своей возлюбленной. Обширный социокультурный пласт представлений о Лауре породил в живописи Ренессанса немалое разнообразие отраженных и преображенных граней ее красоты.