В 1915 году он появился перед зрителями в костюме Пьеро. Изломанность, салонная изысканность, нарочитая интимность репертуара и исполнения – все это было вполне в духе времени. Зрители приняли артиста восторженно. Манера Вертинского была близка к мелодекламации. Тогда, да и позднее, он выбирал для своих песенных номеров стихи Блока, Есенина, Антокольского и других известных поэтов. Однако чаще всего совмещал в себе и исполнителя, и поэта, и композитора. Авторская песня – так можно было бы определить жанр творческих опытов Вертинского. В выступлениях Александра Николаевича не было никаких посторонних эффектов, только его скромный голос, простая мелодия, порой лишь выразительное интонирование и слово. Главной особенностью исполнения Вертинского было то, что его песни были своеобразными театрализованными сценками, которые длились две-три минуты и блестяще разыгрывались талантливым актером.
Литература:
Вертинская, Л. В. Синяя птица любви / Л. В. Вертинская. - Москва : Вагриус, 2004.
Вертинский, А. Н. За кулисами / А. Н. Вертинский. - 1991.
Вертинский, А. Н. Четверть века без родины : страницы минувшего / А. Н. Вертинский ; [вступ. ст. Л. Никулина]. - Киев : Музычна Украйина, 1989.
Савченко, Б. А. Александр Вертинский / Б. А. Савченко. - 1989.