Первая персональная выставка картин художника открылась в 1895 году в Париже, в лавке Амбруаза Воллара. Художнику в ту пору было уже под шестьдесят. Творческая самостоятельность Сезанна окончательно определилась в середине 1880-х годов. По словам Воллара, «Сезанн размышляет с кистью в руке». Его пейзажи («Маленький мост», «Берега Марны», «Вид Марсельской бухты из Эстака») монументальны, в них ощущается упорядоченность и вечность природы. Однако за их внешним спокойствием кроется напряжение. В эти годы Сезанн создает большинство своих шедевров – «Автопортрет», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Полотна зрелого художника обладают удивительной живописной завершенностью и классической ясностью.
Литература:
Бекс-Малорни, У. Поль Сезанн. 1839-1906 : зачинатель современности / У. Бекс-Малорни. - Москва : Арт-Родник, 2002.
Линдсей, Д. Поль Сезанн / Д. Линдсей ; [пер. с англ. Л. В. Москвиной ; послесл. и примеч. К. Г. Богемской]. - Москва : Искусство, 1989.
Перрюшо, А. Жизнь Сезанна / А. Перрюшо. - 1991.
Ревалд, Д. История импрессионизма / Д. Ревалд ; пер. с англ. П. В. Мелковой ; под ред. М. А. Бессоновой ; худож. В. А. Тогобицкий. - Москва : Терра-Книжный клуб : Республика, 2002.