«Кто не помнит поэтических стихов в «Онегине», посвященных танцующей Истоминой?» - писал Белинский, рассуждая о театральных искусствах. Лучших стихов о балете не создано:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку воздушному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола:
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
По свидетельству летописца русского театра Пимена Арапова, «Истомина была среднего роста, брюнетка красивой наружности, очень стройная, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами. Она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях. Истомина не имела себе равных в балете». Балерина блистала в балетах «Зефир и Флора», «Дезертир», «Медея и Язон», «Лиза и Колен», «Кора и Алонзо», «Нина, или Сумасшедшая от любви». Она была первой исполнительницей главных героинь в балетах на сюжеты Пушкина – Черкешенкой в «Кавказском пленнике» и Людмилой в «Руслане и Людмиле». Виртуозная танцовщица, Истомина в то же время была отменной актрисой и выступала в комедиях и водевилях.
Литература:
Эльяш, Н. И. Авдотья Истомина / Н. И. Эльяш. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1971.