14 ноября - Всемирный день борьбы с диабетом.
Этот день был установлен в 1991 году Международной диабетической федерацией и Всемирной организацией здравоохранения. С 2007 года Всемирный день борьбы с диабетом проводится под эгидой ООН. Отмечается в день рождения Фредерика Бантинга (1891-1941), канадского ученого, который в январе 1922 года спас жизнь 14-летнему мальчику, страдавшему тяжелой ювенильной формой сахарного диабета, сделав ему инъекцию инсулина. Вместо того, чтобы получить патент на инсулин и впоследствии разбогатеть, Бантинг передал все права Торонтскому университету, затем они перешли к Канадскому совету по медицинским исследованиям. В конце 1922 года новый препарат появился на рынке лекарств.
14 ноября – 175 лет со дня рождения Клода Оскара Моне (1840-1926), французского художника.
С именем Клода Моне связано рождение нового направления в живописи XIX века – импрессионизм (по одноименному пейзажу "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression, soleil levant"). К формированию направления привели свежие взгляды на живопись и совместная работа молодых художников на пленэре без доработки картин в мастерской. Основной жанр картин Моне - пейзаж. Художник внимательно наблюдал игру света и цвета в природе, его занимали блики на воде и тончайшие оттенки вечернего неба. Он концентрировался на технике живописи, на отображении текучести мгновения, настроения, изменения нюансов окружающей среды в разную погоду, при разном освещении. Художник пишет серии многочисленных работ, на которых изображены тополя, водяные лилии, Руанский собор, здание парламента, берега Сены. Наиболее известные работы мастера – "Стога сена", картины с видом вокзала Сен-Лазар. Серия полотен, посвященных собору в Руане - вершина его творчества.
14 ноября - 165 лет со дня рождения Нила Львовича Кирпичева (2 (14) ноября 1850, д. Бардино, Великолукский у., Псковская губ. - 1927, Ленинград), военный инженера, генерал-лейтенанта профессора, ученого, стоявшего у истоков русской авиации
Кирпичев Нил Львович родился в большой семье отставного инженера-полковника. В селе Бардино прошли детские годы Нила и его братьев Льва, Константина, Виктора, Михаила, ставших в будущем выдающимися русскими учеными и военными деятелями. Их заслуги перед Отечеством были по достоинству оценены Российским государством и общественностью.
В 1856 году Н.Л. Кирпичев был определен на учебу в Полоцкий кадетский корпус. В 1866 году после успешного окончания корпуса, Н. Л. Кирпичев поступает в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, а в 1869 году, его определяют подпоручиком в Кронштадтскую артиллерию.
После окончания Николаевской инженерной академии, в 1873 году ему присваивается звание штабс-капитана, в 1877 году - капитана.
С 1879 года Н.Л. Кирпичев на преподавательской работе в Николаевской инженерной академии и училище. В 881 году он назначается адьюнкт-профессором Николаевской инженерной академии, а через год одновременно – инспектором классов Пажского корпуса.
С 1894 года он – член инженерного комитета Главного инженерного управления. За отличия по службе Н.Л. Кирпичев производится в генерал-майоры.
В 1899 году его утверждают заслуженным профессором Николаевской инженерной академии, а в 1900 году – Почетным инженером электротехнического института.
В 1906 году Н.Л. Кирпичев производится в генерал-лейтенанты, в 1917 году – в инженер-генералы.
Наряду с преподавательской деятельностью в инженерной академии и училище Н.Л. Кирпичев преподавал многие годы механику, фортификацию, математику в электротехническом институте, в академии Генерального штаба, в кавалерийском и артиллерийском училищах, в Пажском корпусе и других учебных заведениях.
Нил Львович Кирпичев известен своими работами по теоретической и строительной механике. Он участвовал в создании проектов и строительстве мостов через Неву, Сыр-Дарью и других гидротехнических сооружений.
Огромная роль принадлежит Н.Л. Кирпичеву в становлении и развитии воздухоплавания и авиации в России. 8 февраля 1907 года начальник Главного Инженерного управления издал приказ об образовании комиссии под председательством генерал-лейтенанта Кирпичева «для проведения опытов и составления окончательного проекта аэростата».
Построенный комиссией Кирпичева управляемый дирижабль «Кречет» впервые поднялся в воздух 30 июля 1910 года. Так было положено начало воздушному флоту России. В 1911 году в России учреждается воздухоплавательный комитет, председателем которого избран Н. Л. Кирпичев.
В преддверии и в период 1-ой мировой войны комитет под руководством нашего славного земляка проделал большую работу по развитию воздухоплавания и авиации в нашей стране и подготовке кадров авиаторов.
Научно-преподавательская и служебная деятельность военного инженера Н.Л. Кирпичева была высоко оценена Российским государством. Он был удостоен Орденов св. Станислава всех степеней, Анны всех степеней, Владимира 4-ой, 3-ей, 2-ой степеней, Белого Орла, серебряных медалей, Знаком отличной беспорочной службы за «40 лет» и других наград. Нил Львович Кирпичев весной 1918 года добровольно вступил в Красную Армию и продолжал службу в Главном военно-техническом управлении.
Свои глубокие теоретические знания и богатый практический опыт он с успехом передавал молодым военным инженерам.
В 1927 году Нил Львович Кирпичев скончался в Ленинграде.
Литература:
- Андреев, А.И. Новосокольники /А.И. Андреев. – Л. : Лениздат, 1990. – С.15.
- Сизов, А. Сегодня исполняется 150 лет Н.Л. Кирпичеву / А. И. Сизов //Великолукская правда. – 2000. – 14 нояб. - С. 2.
- Кирпичев Нил Львович // Псковский биографический словарь. – Псков, 2002. – С. 226.
- Сизов, А.И. Братья Кирпичевы в истории Великолукского края / А.И. Сизов // 15-летие Великолукского городского краеведческого общества : сб. статей научно-практич. конференции. – Великие Луки, 2008. – С. 11-22.