21 июня - День медицинского работника (третье воскресенье июня).
На протяжении многих лет в третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника. Этот профессиональный праздник был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года N 3018-Х "О праздничных и памятных днях". День медицинского работника празднуют не только врачи и медсестры, но и все те, без чьей помощи не обошлась бы медицинская наука, кто имеет отношение к спасению человеческой жизни: инженеры и технологи, которые изобретают новое оборудование для лечения и диагностики болезней, химики, биологи, лаборанты, санитары.
21 июня – 105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971), русского поэта.
Литературную известность Александр Твардовский приобрел в 1930-е гг. благодаря стихам и поэме "Страна Муравия" (1936). В поэзии он – мастер песенной лирики, опирающейся на фольклорные традиции. Всю войну он прошел военным корреспондентом. Вершиной его творчества стала поэма "Василий Теркин" (1941-1945). Сам автор называл ее "книгой про бойца". Писателю была присуждена Сталинская премия. "Книга эта неразрывно связана с ходом войны, она не такая, какие будут написаны потом. Она вместе с войной шла, исходя из нее и сплетаясь с ней", - так объяснял Твардовский популярность своего произведения. Военной теме посвящена также поэма "Дом у дороги" (1946). В 1950-е гг. он написал аллегорическую поэму "Теркин на том свете" – сатиру на советскую бюрократию. Твардовский занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР, был депутатом Верховного Совета страны. В последний период творчества создал поэму "За далью – даль" (1960), получившую официальное признание, и поэму "По праву памяти" (1969), запрещенную в СССР. В 1950-1954 гг. и 1958-1970 гг. возглавлял "Новый мир". В годы "оттепели" Твардовский превратил журнал в самое смелое по тогдашним понятиям издание, ставшее символом эпохи, настольной книгой демократической интеллигенции.
21 июня – 110 лет со дня рождения Жана Поля Сартра (1905-1980), французского философа, писателя.
Жан Поль Сартр является самым выдающимся представителем французского атеистического экзистенциализма. Философские произведения писателя составляют семь томов его обширного наследия. Среди главных работ - "Воображаемое" (1940), "Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии" (1943), "Критика диалектического разума". Философским содержанием проникнуты и его многочисленные пьесы, биографии, автобиографии, романы, новеллы, статьи, выступления по радио и на политических митингах. Он известен как автор романа "Тошнота" (1938), который произвел шокирующее впечатление и вызвал у современников разноречивые суждения, сборника новелл "Стена" (1939), трилогии "Дороги свободы" (1945-1949). В 1964 году Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе. Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и, опасаясь, что статус нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался. Его творчество оказало влияние на духовную жизнь Франции и других стран, получило отклик в философии, политике, эстетике, литературе, драматургии, кино. После смерти философ был похоронен в Пантеоне. В некрологе, опубликованном в день похорон, говорилось: "Он был нашим Жаном Жаком Руссо".
21 июня – 80 лет со дня рождения Франсуазы Саган (Куаре) (1935-2004), французской писательницы.
Литературная карьера Франсуазы Саган началась блистательным взлетом, после того, как в восемнадцатилетнем возрасте она опубликовала свой первый роман "Здравствуй, грусть". Бесхитростная история юной девушки, стремящейся насладиться всеми радостями жизни, потрясла французское общество и принесла автору всемирную славу. Вслед за сенсационным дебютом писательница опубликовала множество книг: романы "Подобие улыбки" (1956), "Через месяц, через год" (1957), "Любите ли вы Брамса?" (1961), "Немного солнца в холодной воде" (1969), "Смятая постель" (1977), пьесы "Скрипки порой…" (1962), "Фиолетовое платье Валентины" (1963) и др. В центре всех произведений Саган – легко узнаваемый образ одинокой и неприкаянной женщины, с трудом несущей тяжелое бремя всепоглощающего чувства. В Советском Союзе произведения Саган завоевали широкую популярность. В 1960-1970-е гг. с ними активно знакомил читателей журнал "Иностранная литература". Она говорила, что больше всего любит "искушать дьявола". Из-за своего поведения писательница неоднократно становилась героиней скандальных светских хроник. Она всегда делала то, что хотела и была по-настоящему свободным человеком. Тем не менее, в памяти людей она навсегда останется признанным символом эпохи, олицетворением смелости и элегантности.