19 января – 115 лет со дня рождения Натальи Петровны Кончаловской (1903-1988), российской писательницы, поэтессы и переводчицы.
В её судьбе и творчестве многое было предопределено с рождения. Дед, П. П. Кончаловский, – интеллигент-«шестидесятник», разорившийся помещик, ещё до отмены крепостного права отпустивший на волю своих крестьян. Второй дед, В. И. Суриков, – знаменитый художник.
Воспитание и образование Н. П. Кончаловской было характерным для русской творческой интеллигенции. Дети должны были владеть ремёслами и искусствами, быть простыми в общении, принимать любые внешние условия жизни, сохранять душевную твёрдость и веру в красоту, и, что особенно важно, уважать, беречь и приумножать родную культуру во всех её формах.
Отдавая дань родным и близким, сделавшим детство и юность столь счастливыми, Кончаловская написала «романтическую быль» «Дар бесценный» (1964) – историю семей Суриковых и Кончаловских, «Сын земли Сибирской» (1960) – о Сурикове.
В галерее литературных портретов, созданных писательницей, – образы самых разных людей.
Во второй половине 30-х годов Кончаловская начала писать для детей, начав с переводов английской детской поэзии.
Её собственные стихи этого периода собраны в книжках «Сосчитай-ка!» (1944), «Нотная азбука» (1945). Кроме того, выходили её книжки-ширмы, книжки-игрушки, в том числе книга-путешествие по современному Китаю «Чжунго, Нинь Хао!» (1959, написана совместно с Ю.Семеновым).
Наибольший успех выпал на долю книг, продолжающих основные линии «взрослого творчества»: «Суриково детство» (1977), «Деревянные сказки» (1982), поэма «Славен град Москва» (1983).
Долгое время лучшим произведением об истории Москвы для детей считалась стихотворная книга «Наша древняя столица», над которой Кончаловская работала более 15 лет. Первая часть вышла в год 800-летия Москвы (1947), а третья - в 1953 году.
История Москвы охвачена писательницей от освоения города до казни Степана Разина в 1671 году. Рассказы в стихах обнаруживают достоверные знания старины, воображение оживляет картины.
В целом творчество Кончаловской продолжило лучшие традиции русской культуры: патриотический пафос сочетается с благожелательностью и терпимостью в отношении к другим культурам, широта взглядов – с постоянством собственной нравственной позиции.