28

28 августа - 455 лет Святогорскому Свято-Успенскому монастырю

28 августа - 455 лет Святогорскому Свято-Успенскому монастырю

Основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного как один из приграничных форпостов Русского царства. В конце XVI века пострадал от нашествия войск польского короля Стефана Батория.

В XVI столетии при монастыре возникла слобода Тоболенец (название дано по имени близлежащего озера), к началу XVIII века разросшаяся в село Святые Горы (с 1925 г.  Пушкинские Горы).

В XVIII веке утратил своё оборонительное значение. При монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа.

 

Святогорский монастырь широко известен как место погребения А. С. Пушкина (похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 г.).

В 1924 году Святогорский мужской монастырь был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны здания монастыря серьёзно пострадали, некоторые были разрушены, иные заминированы.

К 1949 году большая часть монастырских строений была восстановлена и до 1992 года использовалась как экспозиционная и административная часть Государственного мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина.

С 1992 года монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Литература:

Васильев, М. Е. Святогорский Успенский монастырь : альбом / М. Е. Васильев. – Псков : Отчина, 1997. – 63 с.

Обитель дальняя. Святогорский Успенский монастырь. - Санкт-Петербург : Зимин, 2001. – 22, 2 с. : ил.

Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю 525 лет - Псков : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. - 98 с. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - psk petchory mon.djvu; psk petchory mon_soder.djvu; CD-2. -ISBN 5-86-1920-98; 5-86-1920-98. - URL: http://vivaldi.pskovbook.ru/psk%20petchory%20mon.pdf/details (дата обращения: 23.01.2023). - Режим доступа: Электронная библиотека "Псковиана".

Святогорский монастырь : путеводитель. - Санкт-Петербург, 2003. - 24 с. : ил.

 

Основан в 1569 году по приказу царя Ивана Грозного как один из приграничных форпостов Русского царства. В конце XVI века пострадал от нашествия войск польского короля Стефана Батория.

В XVI столетии при монастыре возникла слобода Тоболенец (название дано по имени близлежащего озера), к началу XVIII века разросшаяся в село Святые Горы (с 1925 г.  Пушкинские Горы).

В XVIII веке утратил своё оборонительное значение. При монастыре ежегодно проводились ярмарки, привлекавшие большое количество купцов и народа.

28 августа – 125 лет со дня рождения Андрея Платоновича Платонова (1899-1951), русского писателя

28 августа – 125 лет со дня рождения Андрея Платоновича Платонова (1899-1951), русского писателя

Литературный труд Андрея Платоновича Климентова (Платонов – псевдоним писателя) начался в воронежских газетах. Там же, в Воронеже, он выпустил поэтический сборник «Голубая глубина» (1920). Литературную известность приобрел как писатель, близкий к экспрессионизму и сюрреализму. Литературный стиль Платонова характеризуется «шероховатостью» языка, нарочитым косноязычием. Мировоззрение раннего Платонова представляет собой технократическую утопию, в которой человек радостно побеждает природу и творит прекрасный новый мир. В середине 1920-х в творчестве писателя произошел резкий перелом. Отныне в его сочинениях преобладала антиутопия с ее мрачными картинами: «Город Градов», «Усомнившийся Макар». В жанре антиутопии созданы главные произведения писателя – романы «Чевенгур» (1929) и «Котлован» (1930). Запрещенные цензурой, они пришли к читателям спустя 50 лет. В 1930-1940 гг. Платонов подвергался систематической травле и почти не печатался.

Среди произведений позднего периода творчества выделяются повести «Ювенильное море» и «Джан» (1935), рассказ «Река Потудань» (1937). В 1990-е был обнаружен роман Платонова «Счастливая Москва», написанный в 1932-1936 гг.

Литература:

Варламов, А. Н. Андрей Платонов / Алексей Николаевич Варламов. - Москва : Молодая гвардия, 2011. - 544, [2] с., [16] л. ил., портр., факс. - (Жизнь замечательных людей). - Библиогр.: с. 542-545 и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-235-03411-2.

Васильев, В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества / Владимир Васильевич Васильев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Современник, 1990. - 285, [2] с. - (Библиотека "Любителям российской словесности"). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-270-00944-7.

Семенова, С. Г. Юродство проповеди : метафизика и поэтика Андрея Платонова / Светлана Григорьевна Семенова ; составление и предисловие А. Г. Гачевой ; Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва : ИМЛИ РАН, 2020. - 621, [2] с., [1] л. портр. - Библиография: с. 607-609; Указатель имен: с. 610-621. - ISBN 978-5-9208-0606-2.

Литературный труд Андрея Платоновича Климентова (Платонов – псевдоним писателя) начался в воронежских газетах. Там же, в Воронеже, он выпустил поэтический сборник «Голубая глубина» (1920). Литературную известность приобрел как писатель, близкий к экспрессионизму и сюрреализму. Литературный стиль Платонова характеризуется «шероховатостью» языка, нарочитым косноязычием. Мировоззрение раннего Платонова представляет собой технократическую утопию, в которой человек радостно побеждает природу и творит прекрасный новый мир. В середине 1920-х в творчестве писателя произошел резкий перелом. Отныне в его сочинениях преобладала антиутопия с ее мрачными картинами: «Город Градов», «Усомнившийся Макар». В жанре антиутопии созданы главные произведения писателя – романы «Чевенгур» (1929) и «Котлован» (1930). Запрещенные цензурой, они пришли к читателям спустя 50 лет. В 1930-1940 гг. Платонов подвергался систематической травле и почти не печатался.

28 августа – 275 лет со дня рождения Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), немецкого писателя, поэта, мыслителя

28 августа – 275 лет со дня рождения Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), немецкого писателя, поэта, мыслителя

Величайший немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе, науке, искусстве и общественной деятельности. Творчество Гете занимает особое место в мировой литературе. А переводы его стихов, выполненные В. А. Жуковским, М. Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А. А. Фетом, А. К. Толстым, являются блестящими образцами поэзии. Перу Гете принадлежит более 1600 стихотворений. Величайшее произведение, драматическая поэма «Фауст», писалась им в течение всей его жизни. Этот труд он завещал опубликовать после своей смерти. 16 марта 1832 года Гете простудился во время загородной прогулки в экипаже. Произошло резкое ухудшение здоровья. Сердце поэта остановилось 22 марта, ровно в полдень, в час его рождения.

 

Литература:

Аникст, А. А. Творческий путь Гете / Александр Абрамович Аникст. - Москва : Художественная литература, 1986. - 543, [1] с., 1 л. портр.

Сервантес ; Шекспир ; Ж.-Ж. Руссо ; И.-В. Гете ; Карлейль : Биографические повествования / составление, общая редакция и послесловие Н. Ф. Болдырева. - 2-е изд. - Челябинск : Урал LTD, 1998. - 512 с., [16] л. ил: портр. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 5-88294-078-8.

Эккерман, И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Иоганн Петер Эккерман ; перевод с немецкого Н. Ман ; вступительная статья Н. Н. Вильмонта ; комментарии А. А. Аникста. - Калининград : Янтарный сказ, 1999. - 688 с. - Указ. имен и назв.: с. 660-686. - ISBN 5-7406-0267.

Величайший немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе, науке, искусстве и общественной деятельности. Творчество Гете занимает особое место в мировой литературе. А переводы его стихов, выполненные В. А. Жуковским, М. Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А. А. Фетом, А. К. Толстым, являются блестящими образцами поэзии. Перу Гете принадлежит более 1600 стихотворений. Величайшее произведение, драматическая поэма «Фауст», писалась им в течение всей его жизни. Этот труд он завещал опубликовать после своей смерти. 16 марта 1832 года Гете простудился во время загородной прогулки в экипаже. Произошло резкое ухудшение здоровья. Сердце поэта остановилось 22 марта, ровно в полдень, в час его рождения.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Его называют еще Богородичной Пасхой. Праздник посвящен событию, рассказа о котором в Библии нет – о нем известно из предания. Пресвятая Богородица была извещена о своей предстоящей кончине архангелом Гавриилом. Она хотела попрощаться с апостолами, разошедшимися к тому времени по разным странам проповедовать христианскую веру. Апостолы собрались все, кроме Фомы. Фома появился через три дня после погребения Богородицы и был так опечален, что не успел с ней попрощаться, что другие ученики Иисуса Христа решили открыть ему доступ в гробницу. Но гробница оказалась пустой. Вечером того же дня апостолам явилась сама Богородица, засвидетельствовав свое телесное вознесение на небо. Ее кончина именно поэтому и называется Успением, поскольку, согласно учению церкви, ее не коснулась обычная человеческая смерть, когда тело уходит в землю, а душа – к Богу.

 

Это один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Его называют еще Богородичной Пасхой. Праздник посвящен событию, рассказа о котором в Библии нет – о нем известно из предания. Пресвятая Богородица была извещена о своей предстоящей кончине архангелом Гавриилом. Она хотела попрощаться с апостолами, разошедшимися к тому времени по разным странам проповедовать христианскую веру. Апостолы собрались все, кроме Фомы. Фома появился через три дня после погребения Богородицы и был так опечален, что не успел с ней попрощаться, что другие ученики Иисуса Христа решили открыть ему доступ в гробницу. Но гробница оказалась пустой. Вечером того же дня апостолам явилась сама Богородица, засвидетельствовав свое телесное вознесение на небо. Ее кончина именно поэтому и называется Успением, поскольку, согласно учению церкви, ее не коснулась обычная человеческая смерть, когда тело уходит в землю, а душа – к Богу.

 

28 апреля - 100 лет со дня рождения Донатаса Баниониса (28 апреля 1924, Каунас – 4 сентября 2014, Вильнюс), советского, литовского актера театра и кино

Портрет

Почти мальчишкой Банионис пришел в «домашнюю» студию Паневежисского театра – и здесь сложилась его человеческая и актерская судьба. А рождение Баниониса-киноактера произошло благодаря фильму В. Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». Ему «везло» с режиссерами: Г. Козинцев, М. Калатозов, М. Швейцер, А. Тарковский. Банионис признавался, что работать с ними было нелегко – давило огромное психологическое напряжение от невозможности воплотить их замыслы, видение героев, которых актеру предстояло сыграть «во всей мыслимой ими сложности и глубине».

Но каждый из этих мастеров, к удивлению Баниониса, смог разглядеть и открыть в нем то, чего он сам не предполагал.

Литература:

Лордкипанидзе, Н. Г. Донатас Банионис / Нателла Георгиевна Лордкипанидзе. – Москва : Искусство, 1972. – 158 с. – (Мастера советского кино).

Павлючик, Л. В. Возвращение на круги своя, или Несколько диалогов с Донатасом Банионисом / Леонид Васильевич Павлючик. - Москва : Киноцентр, 1988. – 128 с.

Почти мальчишкой Банионис пришел в «домашнюю» студию Паневежисского театра – и здесь сложилась его человеческая и актерская судьба. А рождение Баниониса-киноактера произошло благодаря фильму В. Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». Ему «везло» с режиссерами: Г. Козинцев, М. Калатозов, М. Швейцер, А. Тарковский. Банионис признавался, что работать с ними было нелегко – давило огромное психологическое напряжение от невозможности воплотить их замыслы, видение героев, которых актеру предстояло сыграть «во всей мыслимой ими сложности и глубине».

28 апреля – Всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда (или Всемирный день безопасности и здоровья на рабочих местах) отмечается с 2003 года по инициативе Международной организации труда. Цель праздника – привлечение внимания общественности к проблемам охраны труда, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда могут способствовать снижению уровня ежегодной смертности на рабочем месте.

 

Литература:

28 апреля - Всемирный день охраны труда // Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях. - 2014. - № 4. - С. 4.

 История появления Всемирного дня охраны труда.

Хелковский-Сергеев, Н. А. Всемирный день охраны труда: здоровье работающих - основа благосостояния общества / Н. А. Хелковский-Сергеев // Медицина труда и промышленная экология. - 2007. - № 4. - С. 1-4.

 Всемирный день охраны труда отмечается с 2001 г. ежегодно 28 апреля под эгидой Международной организации труда. 

Всемирный день охраны труда (или Всемирный день безопасности и здоровья на рабочих местах) отмечается с 2003 года по инициативе Международной организации труда. Цель праздника – привлечение внимания общественности к проблемам охраны труда, а также к тому, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда могут способствовать снижению уровня ежегодной смертности на рабочем месте.

28 апреля – Всемирный день породненных городов (последнее воскресенье апреля)

Первое соглашение о дружбе и сотрудничестве между городами было подписано еще в 1942 году между Сталинградом и английским городом Ковентри – городами, почти полностью разрушенными войной. В 1957 году была основана Всемирная федерация породненных городов, принявшая решение отмечать Всемирный день породненных городов ежегодно, в последнее воскресенье апреля. Цель праздника – укрепление дружественных связей между городами разных стран мира.

 

Литература:

Максимов, В. Г. Образование Всемирной федерации породненных городов и начало ее деятельности / В. Г. Максимов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2011. - № 1 (19). - С. 121-127.

Анализируются отношения советских городов с породненными городами из других государств. Выявляется степень зависимости этих отношений от внешней политики советского правительства (на примере г. Сталинграда). Определяются проблемы, с которыми столкнулась Всемирная федерация породненных городов в первые годы после ее создания, и пути их решения.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/540/

 

Первое соглашение о дружбе и сотрудничестве между городами было подписано еще в 1942 году между Сталинградом и английским городом Ковентри – городами, почти полностью разрушенными войной. В 1957 году была основана Всемирная федерация породненных городов, принявшая решение отмечать Всемирный день породненных городов ежегодно, в последнее воскресенье апреля. Цель праздника – укрепление дружественных связей между городами разных стран мира.

28 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день вспоминается прибытие Иисуса Христа в Иерусалим накануне Пасхи, предшествовавшее событиям Страстной недели. Важную роль в символике праздника играют пальмовые ветви (вайи), с которыми народ торжественно встречал Иисуса Христа в Иерусалиме. Поэтому еще одно название праздника – Неделя ваий. В России пальмовые ветви заменили веточками вербы, расцветающей ранней весной.

 Литература:

Благовест / В. А. Никифоров-Волгин, М. Кучерская // Работница. - 2007. - № 4. - С. 43-48.

Подборка материалов, посвященных православным праздникам: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Вербное воскресенье / фото Ю. Костыгова // Божий мир. - 2012. - № 2. - С. 4-5.

Вербное воскресенье, или праздник Входа Господня в Иерусалим - один из главных праздников, который напоминает христианскому миру о грядущем Воскресении.

 

 

Вход Господень в Иерусалим – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Отмечается он в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день вспоминается прибытие Иисуса Христа в Иерусалим накануне Пасхи, предшествовавшее событиям Страстной недели. Важную роль в символике праздника играют пальмовые ветви (вайи), с которыми народ торжественно встречал Иисуса Христа в Иерусалиме. Поэтому еще одно название праздника – Неделя ваий. В России пальмовые ветви заменили веточками вербы, расцветающей ранней весной.

28 декабря - 95 лет со дня рождения Григория Федотовича Сарченко (28 декабря 1929, д. Лесохино, Октябрьский р-н, Великолукская обл. – 1991, Псков),кандидата исторических наук, доцента

Григорий Федотович Сарченко родился в крестьянской семье, в 1949 г. окончил школу, в 19491950 гг. курсант Пермской авиационной школы, после окончания которой в 19501951 гг. служил в ВВС в Москве. В 19511952 гг. учился в Ленинградском военно-политическом училище им. Ф. Энгельса, в 19521955 гг. служил на Сахалине заместителем командира войсковой части по политчасти, начальником офицерского клуба.

В 19551956 гг. был слушателем курсов офицеров-преподавателей в Смоленске, которые в связи с сокращением Вооруженных сил в 1956 г. были расформированы, и Г. Ф. Сарченко был направлен в распоряжение Великолукского обкома КПСС. Обком партии направил его на партийную работу в Себеж, где Григорий Федотович в 19561960 гг. работал заведующим отделом пропаганды и агитации и вторым секретарем райкома КПСС. Одновременно в 1959 г. заочно окончил исторический факультет Великолукского педагогического института, а в 19601962 гг. являлся слушателем Высшей партийной школы (ВПШ) при ЦК КПСС.

В период обучения в ВПШ Г. Ф. Сарченко сдал экзамены кандидатского минимума по специальности «история КПСС», во время каникулярных отпусков работал в архивах Калининского и Витебского обкомов КПСС, ЦК КП Белоруссии, партархиве ЦК КП Латвии, избрав темой кандидатской диссертации «Из истории боевого содружества русских, белорусских и латышских партизан в годы Великой Отечественной войны», осветив историю партизанского движения в южных районах Псковщины, создания и функционирования Братского партизанского края.

 По окончанию ВПШ Псковский обком КПСС направил Г. Ф. Сарченко на работу в Псковский педагогический институт, где он с 10 августа 1962 г. начал трудиться старшим преподавателем кафедры истории КПСС. В том же году отдельным выпуском «Ученых записок» Псковский педагогический институт издал его книгу «В огне народной воины», получившую хорошие отзывы. 10 мая 1963 г. Г. Ф. Сарченко защитил в Московском университете кандидатскую диссертацию, и в том же году был избран заведующим кафедрой истории КПСС, образовавшейся в результате разделения кафедры марксизма-ленинизма. В 1964 г. вышла в свет вторая книга «В строю бессмертных», также посвященная боевому содружеству русского, белорусского и латышского народов в годы Великой Отечественное войны. Одновременно Г. Ф. Сарченко публиковал научные статьи в сборниках «Ученых записок» и в газетах, сосредоточив внимание на теме «Советская интеллигенция во всенародной борьбе в тылу врага. 19411944 гг.», в которой также присутствовали материалы о Псковщине. В 1971 г. он намеревался осуществить второе издание книги «В строю бессмертных» в Белоруссии, но она получила множество критических замечаний и света не увидела.

В июле 1974 г. Г. Ф. Сарченко оставил заведование кафедрой, продолжал работать в должности доцента, готовил монографию и докторскую диссертацию, но они остались незавершенными. После ухода в 1986 г. из Псковского педагогического института Г. Ф. Сарченко работал в Великолукском филиале Московского областного института физической культуры.

Литература:

Дмитриев, А. Новые книги : Сарченко Г. «В строю бессмертных» / А. Дмитриев, Г. Жуков // Псковская правда.- 1965. - 14 окт.

Клименко, Б. Крепче стали : работа Г. Ф. Сарченко «В огне народной войны» / Б. Клименко // Псковская правда. - 1963. - 31 янв.

 

Григорий Федотович Сарченко родился в крестьянской семье, в 1949 г. окончил школу, в 19491950 гг. курсант Пермской авиационной школы, после окончания которой в 19501951 гг. служил в ВВС в Москве. В 19511952 гг. учился в Ленинградском военно-политическом училище им. Ф. Энгельса, в 19521955 гг. служил на Сахалине заместителем командира войсковой части по политчасти, начальником офицерского клуба.

28 декабря – Международный день кино

Днем рождения кино считают 28 декабря 1895 года. Тогда, в парижском кафе на бульваре Капуцинок (не Капуцинов!), братья Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был «Степан Разин» («Понизовая вольница») режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин». Правда, назвать фильм цветным можно весьма и весьма условно: там всего один цветной кадр – красный флаг, поднятый восставшими матросами. Первая советская полноценная цветная картина – «Груня Корнакова» (1936 г.).

http://www.calend.ru/holidays/0/0/2353/

Днем рождения кино считают 28 декабря 1895 года. Тогда, в парижском кафе на бульваре Капуцинок (не Капуцинов!), братья Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был «Степан Разин» («Понизовая вольница») режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин». Правда, назвать фильм цветным можно весьма и весьма условно: там всего один цветной кадр – красный флаг, поднятый восставшими матросами. Первая советская полноценная цветная картина – «Груня Корнакова» (1936 г.).

http://www.calend.ru/holidays/0/0/2353/

28 июля - 110 лет со дня рождения архимандрита Алипия (Ивана Михайловича Воронова) (28 июля 1914, д. Тарчиха, Московская обл. – 12 марта 1975, Псково-Печерский монастырь) наместника Псково-Печерского монастыря

28 июля - 110 лет со дня рождения архимандрита Алипия (Ивана Михайловича Воронова) (28 июля 1914, д. Тарчиха, Московская обл. – 12 марта 1975, Псково-Печерский монастырь) наместника Псково-Печерского монастыря

Родился в семье крестьянина в подмосковной деревне Тарчихе. В 1927 году переехал в Москву, где окончил среднюю школу. С 1933 года работал на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников.

Во время войны работал сначала в Москве на заводе №58, затем пошел защищать столицу с оружием в руках. Уезжая на фронт, прихватил и этюдник. Так, с винтовкой в правой руке, с этюдником в левой, прошел от Москвы до Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и многими другими.

 

Вернувшись после войны в Москву, Иван Михайлович устроил выставку своих фронтовых работ, вступил в Товарищество московских художников.

В 1948 году, работая на пленэре, был покорен красотой и своеобразием Троице-Сергиевой лавры, сначала как художник, а затем и как насельник лавры, решив посвятить себя служению монастырю. 10 лет он работал над восстановлением Троице-Сергиевой лавры, применяя все свои способности и умения.

30 июля 1959 года Указом Священного Синода был направлен в Псково-Печерский монастырь.

Его знания и умения как профессионального художника, реставратора, иконописца, метростроевца позволили архимандриту Алипию успешно справиться с труднейшим делом восстановления монастыря в 60-е годы ХХ века, возродить традиции иконописи и духовной монастырской жизни.

Литература:

Архимандрит Алипий. Человек, художник, воин, игумен / [авт.-сост. С. Ямщиков при участии В. Студеникина]. - Москва : Грошев Дизайн, 2004. - 486 с. : фот.

Горюнова-Борисова, А. Г. Архимандрит Алипий : Великий наместник : [документальная повесть] / А. Г. Горюнова-Борисова. - Печоры : Изд-во Псково-Печерского монастыря, 2019. - 142, [1] с. : ил., портр. ; 21. - Библиогр. в подстроч. примеч.

Тихон (Секретарев Алексей Николаевич; архимандрит). Высокопреподобие отца Алипия / архимандрит Тихон (Секретарев). - Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. - 542, [1] с. : ил., портр., цв. ил., факс. + 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).

Ямщиков, С. Мой Псков / С. Ямщиков. – Псков, 2003. – 352 с. : ил.

О жизни и деятельности Алипия см. с. 113-128, 183-191, фотографии.

 

Родился в семье крестьянина в подмосковной деревне Тарчихе. В 1927 году переехал в Москву, где окончил среднюю школу. С 1933 года работал на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников.

Во время войны работал сначала в Москве на заводе №58, затем пошел защищать столицу с оружием в руках. Уезжая на фронт, прихватил и этюдник. Так, с винтовкой в правой руке, с этюдником в левой, прошел от Москвы до Берлина. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и многими другими.

28 июля – 200 лет со дня рождения Александра Дюма-сына (1824-1895), французского писателя

28 июля – 200 лет со дня рождения Александра Дюма-сына (1824-1895), французского писателя

Сын знаменитого французского романиста Александра Дюма родился в Париже. Его мать была портнихой. Родители мальчика не состояли в браке, однако отец дал ребенку свою фамилию и позаботился о том, чтобы тот получил хорошее образование. Наиболее известным и популярным произведением Александра Дюма (сына) стал роман «Дама с камелиями» (1848), основанный на реальной истории из жизни автора. В 1852 году он создал одноименную пьесу, которая впоследствии была поставлена в театрах всего мира. На сюжет «Дамы с камелиями» написана опера Дж. Верди «Травиата». Пьесы Дюма («Диана де Лис», «Полусвет», «Любитель женщин», «Денежный вопрос») примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но, вместе с тем, они явно перегружены декламациями и морализаторством. С 1874 года он был членом Французской академии.

Литература:

Дюма, А. (сын). Дама с камелиями / Александр Дюма (сын) ; [перевод с французского С. Антик ; составитель В. Г. Максимова]. - Ленинград : Мансарда ; Смарт, 1991. - 192 с. - ISBN 5-7078-0074-3.

Сын знаменитого французского романиста Александра Дюма родился в Париже. Его мать была портнихой. Родители мальчика не состояли в браке, однако отец дал ребенку свою фамилию и позаботился о том, чтобы тот получил хорошее образование. Наиболее известным и популярным произведением Александра Дюма (сына) стал роман «Дама с камелиями» (1848), основанный на реальной истории из жизни автора. В 1852 году он создал одноименную пьесу, которая впоследствии была поставлена в театрах всего мира. На сюжет «Дамы с камелиями» написана опера Дж. Верди «Травиата». Пьесы Дюма («Диана де Лис», «Полусвет», «Любитель женщин», «Денежный вопрос») примечательны стремительным развитием действия, диалогами и умело построенной интригой, но, вместе с тем, они явно перегружены декламациями и морализаторством. С 1874 года он был членом Французской академии.

28 июля – 220 лет со дня рождения Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872), немецкого философа-материалиста

28 июля – 220 лет со дня рождения Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872), немецкого философа-материалиста

Главное направление философии Людвига Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Центральные вопросы его философии — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества. Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешел к увлечению гегелевской философией, а от нее — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Фейербах – автор трудов: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843).

Литература:

Быховский, Б. Э. Людвиг Фейербах / Бернард Эммануилович Быховский. - Москва : Мысль, 1967. - 240 с. - (Мыслители прошлого). - Указатель имен: с. 233-235; Библиогр.: с. 236-239 (59 назв.).

Главное направление философии Людвига Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Центральные вопросы его философии — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире, отношения индивида и общества. Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешел к увлечению гегелевской философией, а от нее — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Фейербах – автор трудов: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843).

Литература:

Быховский, Б. Э. Людвиг Фейербах / Бернард Эммануилович Быховский. - Москва : Мысль, 1967. - 240 с. - (Мыслители прошлого). - Указатель имен: с. 233-235; Библиогр.: с. 236-239 (59 назв.).

28 июля – День Военно-Морского Флота (последнее воскресенье июля)

Россия – великая морская держава. Она стала ею благодаря многим поколениям наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность прославили Отечество и Военно-Морской Флот. День Военно-Морского Флота традиционно празднуется в последнее воскресенье июля, что законодательно закреплено указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Сегодня ВМФ предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.

 

Литература:

Бобенко, Г. И. "...Ногою твердой стать при море..." / [под редакцией Н. Д. Козлова]. - Санкт-Петербург : Книжный мир, 2005. - 171, [4] c. : ил. - Библиогр. в конце кн. (11 назв.). - ISBN 5-87685-042-Х.

Веселаго, Ф. Ф. Краткая история русского флота / Феодосий Веселаго. - Москва : Вече, 2009. - 426, [1] с., [8] л. ил. ; 22. - (Морская летопись). - ISBN 978-5-9533-4195-0.

Во славу России: псковичи в истории Российского флота / [составители: В. В. Иванов, П. И. Дроздов]. - Изд. 2-е, доп. - Псков : [б. и.], 2016 (Печатный Двор "Стерх"). - 799 с., 16 л. цв. ил., фото. : ил., цв. ил, карты, портр. - Морские термины: с. 767-779. - Библиогр.: с. 780-794. - ISBN 978-5-89529-135-1.

Доценко, В. Д. Военно-морская стратегия России / В. Д. Доценко ; [под редакцией В. Н. Щербакова]. - Москва ; Санкт-Петербург : Terra Fantastica, 2005. - 826, [3] с. : ил. - (Энциклопедия военной истории). - Лит.: с. 572-590. - ISBN 5-699-09071-1.

Доценко, В. Д. Мифы и легенды Российского флота / В. Д. Доценко. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : АСТ : Полигон, 2004. - 350, [2] с., [40] л. ил., карты, портр., цв. ил., портр. : ил. ; 24 см. - ISBN 5-17-025853-4 ( АСТ). - ISBN 5-89173-295-5 (Полигон).

Митяев, А. Книга будущих адмиралов / А. Митяев ; под редакцией А. В. Усикова. - Москва : Молодая гвардия, 1986. - 331, [5] с. : ил.

Российский военный сборник. Вып. 11 : Военно-морская идея России. Духовное наследие Императорского флота / составители: А. В. Савинкина [и др.] - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Русский путь, 1999. - 550, [2] с. - ISBN 5-85887-063-5.

Скрицкий, Н. В. Самые знаменитые флотоводцы России / Н. В. Скрицкий. - Москва : Вече, 2000. - 480 с. : ил. - (Самые знаменитые). - ISBN 5-7838-0726-5.

Флот на защите Отечества: [история создания и развития отечественного военно-морского флота / В. А. Коковин, П. В. Кузьмичев, Н. В. Казакевич и др.] ; под общей редакцией В. А. Коковина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Судостроение, 2012. - 615 с., [8] л. цв. ил. : ил., цв. ил., портр. ; 25. - Библиогр.: с. 602-607 (186 назв.). - ISBN 978-5-7355-0773-7.

Россия – великая морская держава. Она стала ею благодаря многим поколениям наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность прославили Отечество и Военно-Морской Флот. День Военно-Морского Флота традиционно празднуется в последнее воскресенье июля, что законодательно закреплено указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Сегодня ВМФ предназначен для вооруженной защиты интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны.

28 июля – День Крещения Руси

Инициатива введения Дня Крещения Руси в число государственных праздников принадлежит Русской Православной Церкви, которая в этот день чтит память равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси. Поддержав эту идею, Президент России 1 июня 2010 года утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Как отмечено в законе, придание Дню Крещения Руси государственного статуса – это «юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

 

Литература:

Богданов, А. П. Повседневная жизнь. Древняя Русь / Андрей Богданов. - Москва : Молодая гвардия, 2016. - 525, [1] с., [8] л. ил., портр., факс. ; 21 см. - (Живая история. Повседневная жизнь человечества). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-235-03912-4.

Воронцов, А. В. Крещение Руси / Андрей Воронцов. - Москва : Вече, 2011. - 126, [1] c. ; 21. - (Россия православная). - Библиогр.: с. 125-126. - ISBN 978-5-9533-5909-2.

Дулуман, Е. К. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты / Е. К. Дулуман, А. С. Глушак. - Симферополь : Таврия, 1988. - 183, [1] с. : ил. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-7780-0017-0.

Карпов, А. Ю. Владимир Святой. - [2-е изд., испр., доп.]. - Москва : Молодая гвардия, 2004. - 454 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ). - Указ.: с. 441-453. - ISBN 5-235-02274-6.

Карпов, А. В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках / А. В. Карпов ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Государственный музей истории религии. - Санкт-Петербург : Алетейя : Историческая книга, 2008. - 179, [2] с. ; 21. - (Богословская и церковно-историческая библиотека). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-91419-065-8.

Козырева, А. А. Тайны крещения Руси / Анна Козырева ; [иллюстрации художника В. Г. Алексеева]. - Москва : Оникс, 2009. - 383 с. : ил. - (Библиотека открытий). - ISBN 978-5-488-02128-0.

"Крещение Руси" в трудах русских и советских историков / автор вступительной статьи, составитель, автор примечаний и указателя А. Г. Кузьмин [и др.] ; редколлегия: А. Ф. Окулов [и др.]. - Москва : Мысль, 1988. - 333 с. - (Научно-атеистическая библиотека). - Имен. указ.: с. 327.

Муравьев, А. Н. Первые четыре века христианства. - Москва : Терра-Книжный клуб, 2006. - 349, [1] с. ; 21. - (Русь православная). - ISBN 5-275-01384-1.

Петрухин, В. Я. Русь в IX-X веках: от призвания варягов до выбора веры / В. Я. Петрухин ; Институт славяноведения Российской академии наук. – Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Форум : Неолит, 2014. - 463 с., [8] л. цв. ил. : ил. – Библиогр.: с. 423-451. – Имен. указ.: с. 454-460. - ISBN 978-5-91134-886-1 (Форум). - ISBN 978-5-9903746-7-6 (Неолит).

Разумцев, С. (протоиерей). Княгиня Ольга и первые христиане на Руси / протоиерей Сергий Разумцев. - Москва : Вече, 2011. - 126, [1] с. [2] л. ил. ; 21. - (Россия православная). - Библиогр.: с. 126. - ISBN 978-5-9533-5905-4.

Фроянов, И. Я. Исторические условия крещения Руси / И. Я. Фроянов. - Ленинград : Знание, Ленинградское отделение, 1988. - 31, [1] с. - (В помощь лектору).

Фроянов, И. Я. Лекции по русской истории. Киевская Русь / И. Я. Фроянов ; ответственный редактор Ю. Г. Алексеев ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Русская коллекция, 2015. - 1044, [1] с., [1] л. цв. портр. ; 25 см. - ISBN 978-5-00067-019-4.

Инициатива введения Дня Крещения Руси в число государственных праздников принадлежит Русской Православной Церкви, которая в этот день чтит память равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси. Поддержав эту идею, Президент России 1 июня 2010 года утвердил поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Как отмечено в законе, придание Дню Крещения Руси государственного статуса – это «юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

28 июня – 70 лет со дня рождения российской поэтессы, переводчика Марины Яковлевны Бородицкой (род. 1954)

28 июня – 70 лет со дня рождения российской поэтессы, переводчика Марины Яковлевны Бородицкой (род. 1954)

Еще будучи студенткой факультета английского языка МГПИИЯ имени М. Тореза в 1970-х гг., Марина Бородицкая посещала студию художественного перевода. Она перевела для детей на русский язык стихи Алана Милна, Джеймса Ривза и других английских поэтов, а также - прозу Льюиса Кэрролла, Роберта Стивенсона, Редьярда Киплинга. Кроме того, Марина Бородицкая написала для детей множество собственных стихов. Самые известные стихотворные сборники: «Убежало молоко», «Давайте мириться!», «На кого же он похож?», «Последний день учения», «Перелётный штукатур», «Щенок Мартын и другие», «Прогульщик и прогульщица: стихи для детей и не только».

А из прозы Марины Бородицкой хочется выделить «Телефонные сказки Маринды и Миранды» и «Камень из ожерелья Брисингов». Творчество писательницы отличается жизнеутверждающим началом и юмором.

Литература

Бородицкая Марина Яковлевна // ПроДетЛит : [сайт]. - 2022. - URL: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 26.04.2022).

Марина Бородицкая // Readly : [сайт]. - 2013-2022. - URL: https://readly.ru/author/20894/ (дата обращения: 26.04.2022).

Еще будучи студенткой факультета английского языка МГПИИЯ имени М. Тореза в 1970-х гг., Марина Бородицкая посещала студию художественного перевода. Она перевела для детей на русский язык стихи Алана Милна, Джеймса Ривза и других английских поэтов, а также - прозу Льюиса Кэрролла, Роберта Стивенсона, Редьярда Киплинга. Кроме того, Марина Бородицкая написала для детей множество собственных стихов. Самые известные стихотворные сборники: «Убежало молоко», «Давайте мириться!», «На кого же он похож?», «Последний день учения», «Перелётный штукатур», «Щенок Мартын и другие», «Прогульщик и прогульщица: стихи для детей и не только».

28 мая – 245 лет со дня рождения Томаса Мура (1779-1852), ирландского поэта

28 мая – 245 лет со дня рождения Томаса Мура (1779-1852), ирландского поэта

Томасу Муру принадлежит прекрасный сборник «Ирландские мелодии», любимый романтиками позапрошлого века и популярный в Ирландии и поныне, и, конечно, «восточный роман» «Лалла Рук», не лишенный влияния восточных поэм Байрона. Ряд стихотворений поэт посвятил актуальным на тот момент экономическим темам. Первоначально они публиковались в газете «Таймс», а позже были изданы книгой «Наличные, зерно и католики». Из прозаических произведений Мура наиболее известна биография Байрона. Сейчас поэта помнят, главным образом, филологи, но песню на его стихи знают многие. Это «Those evening bells», или «Вечерний звон» в переложении И. И. Козлова.

 

Литература:

Мур, Т. Избранное : перевод с английского / Томас Мур ; [оформление художника А. Лепятского]. - Москва : Художественная литература, 1981.

Яшина, Т. А. Творчество Томаса Мура в русских переводах первой трети XIX века : учебное пособие / Татьяна Анатольевна Яшина. - Москва : Флинта ; Наука, 2010. - 227, [1] с. - Библиогр. в тексте. - ISBN 978-5-9765-0871-2 (Флинта); 978-5-02-037202-3 (Наука).

Томасу Муру принадлежит прекрасный сборник «Ирландские мелодии», любимый романтиками позапрошлого века и популярный в Ирландии и поныне, и, конечно, «восточный роман» «Лалла Рук», не лишенный влияния восточных поэм Байрона. Ряд стихотворений поэт посвятил актуальным на тот момент экономическим темам. Первоначально они публиковались в газете «Таймс», а позже были изданы книгой «Наличные, зерно и католики». Из прозаических произведений Мура наиболее известна биография Байрона. Сейчас поэта помнят, главным образом, филологи, но песню на его стихи знают многие. Это «Those evening bells», или «Вечерний звон» в переложении И. И. Козлова.

28 мая – День пограничника

Праздник учрежден указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1011 «Об установлении Дня пограничника». Как отмечается в указе, празднование установлено «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск». Основанием для выбора даты праздника стало учреждение Пограничной охраны РСФСР декретом Совета Народных Комиссаров 28 мая 1918 года. Официально День пограничника стали отмечать лишь с 1958 года. Хотя без преувеличения можно сказать, что историю этих войск следовало бы исчислять сотнями лет – с момента возникновения первых централизованных пограничных застав. В Древней Руси для защиты от набегов кочевников и охраны рубежей возводились оборонительные сооружения – валы и засечная черта, которые охраняла засечная стража – древняя «пограничная служба».

 

К Дню пограничника приурочено множество торжественных мероприятий в российских городах и частях пограничных войск. В этот день, согласно указу Президента, в Москве, других городах-героях, городах, где расположены управления пограничных округов и групп пограничных войск, проходят праздничные фейерверки. Возлагаются венки и цветы к могиле Неизвестного солдата и другим памятным местам. Ведь первыми врага всегда встречали воины-пограничники.

Литература:

Армия государства Российского и защита Отечества / В. В. Смирнов, А. Т. Смирнов, Н. А. Дерябин [и др.] ; под общей редакцией В. В. Смирнова. - Москва : Просвещение, 2004. - 205 с. : ил. - Лит.: с. 203-205. - ISBN 5-09-012164-8.

Городинский, В. И. Правда истории или мифология?: пограничные войска НКВД в начале Великой Отечественной : [16+] / Владимир Иванович Городинский. - Москва : Яуза, 2021. - 573, [2] с. : табл., карты. - (Великая Отечественная война. Особое мнение). – Библиогр. в подстроч. примеч. и в тексте. - ISBN 978-5-00155-295-6.

Горячий горизонт : фотоповесть и очерки о советских пограничниках / автор текста и сценария В. Захарченко ; художник И. Грюнталь. - Москва : Планета, 1976. - [319 с.].

Николаев, А. И. Рубежи России: раздумья о важном / Андрей Иванович Николаев. - Москва : Граница, 1998. - 237 с. : ил., портр. - ISBN 5-86436-262-Х.

Сердюк, А. С. Порог дома твоего : [очерки о пограничниках] / Александр Севастьянович Сердюк. - Москва : Издательство ДОСААФ СССР, 1988. - 150, [2] с. : ил.

http://www.kremlin.ru/acts/bank/6113

Праздник учрежден указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1011 «Об установлении Дня пограничника». Как отмечается в указе, празднование установлено «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск». Основанием для выбора даты праздника стало учреждение Пограничной охраны РСФСР декретом Совета Народных Комиссаров 28 мая 1918 года. Официально День пограничника стали отмечать лишь с 1958 года. Хотя без преувеличения можно сказать, что историю этих войск следовало бы исчислять сотнями лет – с момента возникновения первых централизованных пограничных застав. В Древней Руси для защиты от набегов кочевников и охраны рубежей возводились оборонительные сооружения – валы и засечная черта, которые охраняла засечная стража – древняя «пограничная служба».