21

21 августа - 95 лет со дня рождения советской актрисы Вии Фрицевны Артмане (21 августа 1929, с. Кайве, Туккумский у., Латвийская Республика – 11 октября 2008, Стренчи, Латвия), советской и латышской актрисы

21 августа - 95 лет со дня рождения советской актрисы Вии Фрицевны Артмане (21 августа 1929, с. Кайве, Туккумский у., Латвийская Республика – 11 октября 2008, Стренчи, Латвия), советской и латышской актрисы

Биография Вии Фрицевны Артмане – личная и творческая – большей и лучшей своей частью приходится на то время, когда границы искусства были столь широко распахнуты, что ослепительная звезда актрисы засияла сразу и над Латвией, и над Россией. В 1964 году Вия Артмане снялась в картине русского режиссера Михаила Ершова «Родная кровь», которая стала потрясением для миллионов зрителей. Среди ролей, сыгранных актрисой – Даце Страуме («За лебединой стаей облаков»), Кристина («Эдгар и Кристина»), Мара Вильде («На пороге бури»).

Литература:

Сосновский, И. Л. Вия Артмане : (Диалог с актрисой) / Иммануил Лазаревич Сосновский. - [Москва] : [Искусство], [1969]. - 94 с., 16 л. ил.; 16 см. - (Мастера советского кино).

Биография Вии Фрицевны Артмане – личная и творческая – большей и лучшей своей частью приходится на то время, когда границы искусства были столь широко распахнуты, что ослепительная звезда актрисы засияла сразу и над Латвией, и над Россией. В 1964 году Вия Артмане снялась в картине русского режиссера Михаила Ершова «Родная кровь», которая стала потрясением для миллионов зрителей. Среди ролей, сыгранных актрисой – Даце Страуме («За лебединой стаей облаков»), Кристина («Эдгар и Кристина»), Мара Вильде («На пороге бури»).

Литература:

Сосновский, И. Л. Вия Артмане : (Диалог с актрисой) / Иммануил Лазаревич Сосновский. - [Москва] : [Искусство], [1969]. - 94 с., 16 л. ил.; 16 см. - (Мастера советского кино).

21 апреля - 65 лет Игорю Владимировичу Плохову (21 апреля 1959, Псков), поэту

21 апреля - 65 лет Игорю Владимировичу Плохову (21 апреля 1959, Псков), поэту

Родился 21 апреля 1959 года в Пскове. В 1983 году окончил Псковский политехнический институт. В 2000 году докторантуру Санкт-Петербургского технического университета. Кандидат технических наук (1992), доцент (1996). Автор 21 изобретения и более 100 научных работ. Автор книг стихов «ДА и НЕТ» (1999), «Остров света» (2004), «Возвращение» (2010), «Фрактал для Беллы (2014), «Бифуркация осени» (2017), «Бездомный Мастер» (2020). Лауреат и дипломант фестивалей авторской песни. Лауреат литературной премии имени Игоря Григорьева – псковского поэта. С 1998 г. является художественным руководителем Псковского городского клуба авторской песни «Горизонт».

Литература:

Плохов Игорь Владимирович // Псковская энциклопедия. – 2-е изд., доп. – Псков, 2007. – С. 630.

Родился 21 апреля 1959 года в Пскове. В 1983 году окончил Псковский политехнический институт. В 2000 году докторантуру Санкт-Петербургского технического университета. Кандидат технических наук (1992), доцент (1996). Автор 21 изобретения и более 100 научных работ. Автор книг стихов «ДА и НЕТ» (1999), «Остров света» (2004), «Возвращение» (2010), «Фрактал для Беллы (2014), «Бифуркация осени» (2017), «Бездомный Мастер» (2020). Лауреат и дипломант фестивалей авторской песни. Лауреат литературной премии имени Игоря Григорьева – псковского поэта. С 1998 г. является художественным руководителем Псковского городского клуба авторской песни «Горизонт».

21 апреля – 160 лет со дня рождения Макса Вебера(1864-1920), немецкого социолога, историка, экономиста

21 апреля – 160 лет со дня рождения Макса Вебера(1864-1920), немецкого социолога, историка, экономиста

Макс Вебер (настоящее имя – Максимилиан Карл Эмиль Вебер) – крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли XX в. Он признан одним из основоположников социологии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьёзной альтернативой марксизму. Вебер выдвинул и предложил решение важнейших проблем теории и методологии не только социологии, но и гуманитарного знания в целом. Среди его идей: анализ социального поведения и социального действия, их типология, учение о социальных типах и типах господства, сравнительная характеристика различных экономических, хозяйственных, политических, религиозных, этических, культурных систем.

Самые известные его труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество».

Литература:

Гайденко, П. П. История и рациональность : социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / Пиама Павловна Гайденко, Юрий Николаевич Давыдов. - Москва : Политиздат, 1991. - 366, [1] с. - ISBN 5-250-00757-0.

Рахманов, А. Б. Социальная философия Макса Вебера : метаморфозы и кризисы / Азат Борисович Рахманов. - Москва : URSS ; КРАСАНД, 2012. - 559 с. - Библиогр.: с. 546-559 (308 назв.). - ISBN 978-5-396-00423-8.

Макс Вебер (настоящее имя – Максимилиан Карл Эмиль Вебер) – крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли XX в. Он признан одним из основоположников социологии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьёзной альтернативой марксизму. Вебер выдвинул и предложил решение важнейших проблем теории и методологии не только социологии, но и гуманитарного знания в целом. Среди его идей: анализ социального поведения и социального действия, их типология, учение о социальных типах и типах господства, сравнительная характеристика различных экономических, хозяйственных, политических, религиозных, этических, культурных систем.

21 декабря – 385 лет со дня рождения Жана Батиста Расина (1639-1699), французского драматурга

21 декабря – 385 лет со дня рождения Жана Батиста Расина (1639-1699),французского драматурга

Творческий расцвет Жана Расина как драматурга был ознаменован постановкой в 1667 г. его трагедии «Андромаха», сюжет которой он почерпнул из античной мифологии. В течение последующего десятилетия он создал еще шесть трагедий: «Британник», «Береника», «Баязет», «Митридат», «Ифигения», «Федра». Лишь однажды Расин обратился к комедийному жанру, поставив пародийную пьесу «Сутяги» в духе Аристофана. В конце жизни он создал еще две пьесы – «Эсфирь» и «Гофолия». К несомненным достоинствам драматургии Расина причисляют превосходное владение александрийским стихом, музыкальность слога и глубокий психологический анализ душевного состояния героев.

Для Франции он – непревзойденный поэт, ключевая фигура в истории театра и литературы. Высоко ценил его драматургию А. С. Пушкин.

Литература:

Расин, Ж. Трагедии / Жан Расин ; издание подготовили Н. А. Жирмунская, Ю. Б. Корнеев. - Новосибирск : Наука, 1977.

Творческий расцвет Жана Расина как драматурга был ознаменован постановкой в 1667 г. его трагедии «Андромаха», сюжет которой он почерпнул из античной мифологии. В течение последующего десятилетия он создал еще шесть трагедий: «Британник», «Береника», «Баязет», «Митридат», «Ифигения», «Федра». Лишь однажды Расин обратился к комедийному жанру, поставив пародийную пьесу «Сутяги» в духе Аристофана. В конце жизни он создал еще две пьесы – «Эсфирь» и «Гофолия». К несомненным достоинствам драматургии Расина причисляют превосходное владение александрийским стихом, музыкальность слога и глубокий психологический анализ душевного состояния героев.

21 июля - 100 лет со дня рождения Ивана Афанасьевича Васильева (21 июля 1924, д. Верховино, Бежаницкий р-н – 31 декабря 1994, Борки, Великолукский р-н), писателя-публициста

21 июля - 100 лет со дня рождения Ивана Афанасьевича Васильева (21 июля 1924, д. Верховино, Бежаницкий р-н – 31 декабря 1994, Борки, Великолукский р-н), писателя-публициста

Иван Афанасьевич Васильев родился в крестьянской семье. До войны работал в сельской школе. После войны, в 1946 году, вернулся в родные места, стал работать в детдоме, одновременно сотрудничал с газетой «Великолукская правда». Затем стал собкором «Калининской правды».

Псковскому читателю хорошо известны книги И. А. Васильева – «Крестьянский сын», «В краю истоков», «Беру на себя», «Открытие человека», «Допуск на инициативу» и др.

 

И. А. Васильев был членом Союза писателей СССР и РСФСР, лауреатом Ленинской премии в области публицистики (1986), Государственной премии РСФСР им. А. М. Горького (1980).

По инициативе Ивана Афанасьевича в Борках, где он жил, созданы музей, библиотека военной книги, картинная галерея, культурно-спортивный комплекс – на все это он внес свои личные сбережения и свой труд.

В пос. Борки на здании литературно-художественного музея установлена мемориальная доска, регулярно проходят Васильевские чтения, существует премия И. А. Васильева.

Литература:

Иван Васильевич Васильев : библиографический указатель. - Великие Луки, 2004. - 216 с. : ил.

Панкратов, С. «Какой с нас спрос?» / С. Панкратов // На рубеже тысячелетий : Книга о людях культуры и искусства. Т. 1. – Псков, 2002. – С. 112-116.

 

Иван Афанасьевич Васильев родился в крестьянской семье. До войны работал в сельской школе. После войны, в 1946 году, вернулся в родные места, стал работать в детдоме, одновременно сотрудничал с газетой «Великолукская правда». Затем стал собкором «Калининской правды».

Псковскому читателю хорошо известны книги И. А. Васильева – «Крестьянский сын», «В краю истоков», «Беру на себя», «Открытие человека», «Допуск на инициативу» и др.

21 июля - 80 лет со дня освобождения Острова от немецко-фашистских захватчиков

С утра 19 июля 1944 года 1-я ударная армия (командующий генерал- лейтенант Н. Д. Захватаев) и 54-я армия (командующий генерал-лейтенант С. В. Рогинский), введя в прорыв армейские подвижные группы (по одной стрелковой дивизии и одной танковой бригаде), начали преследование противника.

В ночь на 21 июля перешла в наступление 67-я армия (командующий генерал-лейтенант В.3. Романовский), которая во взаимодействии с войсками 1-й ударной армии 21 июля овладела Островом.

 

Остров имел стратегическое значение в обороне немцев. Бои на окраинах Острова начались 21 июля в 7 часов 30 минут.

В тот же день в журнале боевых действий 1-й ударной армии появилась запись: «Войска армии, преодолевая упорное сопротивление противника, развивали наступление, перерезали железную дорогу Остров Резекне, форсировали реку Утрою и во взаимодействии с соседями справа частями 44-й стрелковой дивизии 67-й армии ударом с юга овладели центром Ленинградской области городом и железнодорожной станцией Остров».

Литература:

Книга Памяти : Псковская область : историко-документальная хроника : к 50-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Т. 9 : Город Остров и Островский район / Российская Федерация ; Псковское областное Собрание депутатов ; Администрации Псковской области, г. Острова и Островского района ; Организационно-методический центр по подготовке и изданию областной Книги памяти ; [редкол.: Ю. А. Шматов (пред.) и др.]. - Псков : Издательство организационно-методического центра, 1994. - 381, [2] с. - URL: http://vivaldi.pskovbook.ru/pamkniga_alles_t9.pdf/details (дата обращения: 21.01.2023). - Режим доступа: Электронная библиотека "Псковиана".

Оперативная сводка за 21 июля 1944 года // Островские вести. – 1999. – 24 июля.

Полевой, С. 146-я – в наступлении : к 55-летию освобождения г. Острова от немецко-фашистских захватчиков / С. Полевой // Островские вести. – 1999. – 15 июля.

Халилулаев, Б. Юбилей Псково-Островской операции / Б. Халилулаев // Псковская правда. – 1999. – 10 авг. – С. 5.

С утра 19 июля 1944 года 1-я ударная армия (командующий генерал- лейтенант Н. Д. Захватаев) и 54-я армия (командующий генерал-лейтенант С. В. Рогинский), введя в прорыв армейские подвижные группы (по одной стрелковой дивизии и одной танковой бригаде), начали преследование противника.

В ночь на 21 июля перешла в наступление 67-я армия (командующий генерал-лейтенант В.3. Романовский), которая во взаимодействии с войсками 1-й ударной армии 21 июля овладела Островом.

21 июля - 95 лет со дня рождения Владимира Васильевича Калью (21 июля 1929, д. Ульянцево, Печорский р-н, Псковская обл. – 16 апреля 2013, Красногородск), краеведа

21 июля - 95 лет со дня рождения Владимира Васильевича Калью (21 июля 1929, д. Ульянцево, Печорский р-н, Псковская обл. – 16 апреля 2013, Красногородск), краеведа

Родился в д. Ульянцево 21 июля 1929 г. в крестьянской семье. В 1953 г. окончил Ленинградский государственный институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Работал старшим инженером в Псковском областном управлении сельского хозяйства. В 1958 г. переехал в Красногородск. Работал главным инженером в межколхозной транспортной станции, позднее директором районной технической станции. В 19721978 гг. секретарь районного комитета КПСС, в 1978–1982 гг. заместитель председателя Красногородского районного исполнительного комитета Совета народных депутатов. Изучал историю Красногородска. В 2004 г. вышла его книга, посвященная истории Красногородского края «Красный Городец».

 

Литература:

Калью Владимир Васильевич // Псковская энциклопедия. - 2-е изд., доп. - Псков, 2007. - С. 355.

Почетные граждане Красногородского района : биобиблиографический указатель литературы. / В. Г. Иванова ; МБУК "Красногородское районное досуговое объединение", Красногородская районная библиотека ; [сост. В. Г. Иванова]. - 3-е изд., доп. - Красногородск : [Красногородская районная библиотека], 2020. – 23 с.

Родился в д. Ульянцево 21 июля 1929 г. в крестьянской семье. В 1953 г. окончил Ленинградский государственный институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Работал старшим инженером в Псковском областном управлении сельского хозяйства. В 1958 г. переехал в Красногородск. Работал главным инженером в межколхозной транспортной станции, позднее директором районной технической станции. В 19721978 гг. секретарь районного комитета КПСС, в 1978–1982 гг. заместитель председателя Красногородского районного исполнительного комитета Совета народных депутатов. Изучал историю Красногородска. В 2004 г. вышла его книга, посвященная истории Красногородского края «Красный Городец».

21 июля – 125 лет со дня рождения Эрнеста Миллера Хемингуэя (1899-1961), американского писателя

21 июля – 125 лет со дня рождения Эрнеста Миллера Хемингуэя (1899-1961), американского писателя

Сегодня Эрнест Хемингуэй — нечто большее, чем популярный писатель. Его имя — символ литературного успеха. Большую часть жизни он прожил вне родины. И место действия в его книгах — это не только родной Мичиган, но и Италия, Франция, Швейцария, Африка, Испания, Куба. В 1929 году появляется роман «Прощай, оружие!», который до сих пор считается лучшим произведением о «потерянном поколении». В начале тридцатых годов Хемингуэй пишет книги «Смерть после полудня» (1932), «Зеленые холмы Африки» (1935), «Снега Килиманджаро» (1936). Социально-политические взгляды писателя нашли отражение в его романах «Иметь или не иметь» (1937) и «По ком звонит колокол» (1940). Первый послевоенный роман «За рекой, в тени деревьев» (1950) был встречен критиками в штыки.

Но компенсацией стал громадный успех повести «Старик и море» (1952), ставшей поводом для присуждения писателю в 1954 году Нобелевской премии. Посмертно изданы его биографическая книга «Праздник, который всегда с тобой» (1964) и роман «Острова в океане» (1970).

Литература:

Гиленсон, Б. А. Эрнест Хемингуэй: легенда и реальность : монография / Борис Александрович Гиленсон ; Московский институт иностранных языков. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 205, [3] с. : портр. - Библиография: с. 203-205. - ISBN 978-5-16-012268-7.

Хотчнер, А. Э. Папа Хемингуэй / А. Э. Хотчнер ; перевод с английского И. Опимах. - Москва : Текст, 2002. - 349 с. - (Коллекция). - ISBN 5-7516-0290-0.

Чертанов, М. Хемингуэй / Максим Чертанов. - Москва : Молодая гвардия, 2010. - 529, [2] с., [16] л. ил., портр. - (Жизнь замечательных людей). - Библиогр.: с. 528-530. - ISBN 978-5-235-03390-0.

Сегодня Эрнест Хемингуэй — нечто большее, чем популярный писатель. Его имя — символ литературного успеха. Большую часть жизни он прожил вне родины. И место действия в его книгах — это не только родной Мичиган, но и Италия, Франция, Швейцария, Африка, Испания, Куба. В 1929 году появляется роман «Прощай, оружие!», который до сих пор считается лучшим произведением о «потерянном поколении». В начале тридцатых годов Хемингуэй пишет книги «Смерть после полудня» (1932), «Зеленые холмы Африки» (1935), «Снега Килиманджаро» (1936). Социально-политические взгляды писателя нашли отражение в его романах «Иметь или не иметь» (1937) и «По ком звонит колокол» (1940). Первый послевоенный роман «За рекой, в тени деревьев» (1950) был встречен критиками в штыки.

21 июля – 2380 лет со дня рождения Александра Македонского (356-323 г. до н. э.), македонского царя, полководца

21 июля – 2380 лет со дня рождения Александра Македонского (356-323 г. до н. э.), македонского царя, полководца

Александр Македонский, получивший в истории заслуженный эпитет «Великий», прожил недолгую, но яркую жизнь. В 22 года он стал властвовать в Греции и решился выступить против могучей Персидской державы, возглавляемой Дарием. В битвах при Гранике, Иссе и Гавгамелах он разгромил персов. Завоевав Египет, принял титул фараона. Покорились ему Бактрия, Западная Индия. Создав величайшую империю в 327 году до н.э., он пожелал сделать ее столицей Вавилон.

Но империя рассыпалась после смерти завоевателя. Однако она способствовала распространению греческой культуры на огромных пространствах Азии и, в свою очередь, помогла европейцам воспринять восточные культуры. Полководческое искусство Александра Великого стало классикой для людей, посвятивших себя ратному делу.

Его достижения в области наступательной тактики и осадной войны оказали огромное влияние на развитие военной науки.

Литература:

Грин, П. Александр Македонский. Царь четырех сторон света / Питер Грин ; [перевод с английского Л. А. Игоревского]. - Москва : Центрполиграф, 2009 (макет 2010). - 220, [2] с. : ил., карт. - (Владыки мира). - ISBN 978-5-9524-4619-9.

Левицкий, Г. М. Александр Македонский : гениальный каприз судьбы / Геннадий Михайлович Левицкий. – Москва ; Ростов-на-Дону : Энас ; Феникс, 2010. - 308, [1] с. : ил. -(Человек и эпоха). - ISBN 978-5-93196-945-9 (НЦ ЭНАС); 978-5-222-17115-8 (Феникс).

Шахермайер, Ф. Александр Македонский / Фриц Шахермайер ; сокращенный перевод с немецкого М. Н. Ботвинника, И. Б. Функа ; ответственный редактор А. А. Нейхардт ; редколлегия: К. З. Ашрафян [и др.]. - Москва : Наука, 1984.

Шифман, И. Ш. Александр Македонский / Илья Шолеймович Шифман ; ответственный редактор Э. Д. Фролов. - Ленинград : Наука, Ленингр. отделение, 1988. - 206 с. - (Всеобщая история).

Александр Македонский, получивший в истории заслуженный эпитет «Великий», прожил недолгую, но яркую жизнь. В 22 года он стал властвовать в Греции и решился выступить против могучей Персидской державы, возглавляемой Дарием. В битвах при Гранике, Иссе и Гавгамелах он разгромил персов. Завоевав Египет, принял титул фараона. Покорились ему Бактрия, Западная Индия. Создав величайшую империю в 327 году до н.э., он пожелал сделать ее столицей Вавилон.

21 июля – 90 лет со дня рождения советского писателя Евгения Серафимовича Велтистова (1934-1989)

21 июля – 90 лет со дня рождения советского писателя Евгения Серафимовича Велтистова (1934-1989)

Журналист Евгений Велтистов стал писать для детей в начале 1960-х гг. В то время большие надежды общества были связаны с научно-технической революцией и космонавтикой. Научная фантастика для детей – основа творчества Евгения Велтистова. Самые известные его произведения: научно-фантастические повести «Приключения на дне моря», «Гум-Гам», «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников», «Тяпа, Борька и ракета» (в соавторстве с супругой Мартой Барановой), повесть «Железный рыцарь на Луне», сборник сказочных повестей «Миллион и один день каникул». Федерация космонавтики СССР даже наградила писателя медалью имени Юрия Гагарина за популяризацию достижений страны в изучении космоса.

А еще читателям полюбились повести о приключениях школьника Сергея Сыроежкина и мальчика-робота по имени Электроник. В этот цикл входят книги: «Электроник - мальчик из чемодана», «Рэсси - неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника». По книгам и киносценарию самого автора в 1979 г. снят популярный телефильм «Приключения Электроника», где показана этическая сторона изобретений.

Литература

Евгений Велтистов // Лаборатория фантастики : [сайт]. - 2005-2022. - URL: https://fantlab.ru/autor492 (дата обращения: 17.05.2022).

Книги Евгения Велтистова // Книгогид : [сайт]. - 2022. - URL: https://knigogid.ru/authors/1169-evgeniy-veltistov/books (дата обращения: 17.05.2022).

Журналист Евгений Велтистов стал писать для детей в начале 1960-х гг. В то время большие надежды общества были связаны с научно-технической революцией и космонавтикой. Научная фантастика для детей – основа творчества Евгения Велтистова. Самые известные его произведения: научно-фантастические повести «Приключения на дне моря», «Гум-Гам», «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников», «Тяпа, Борька и ракета» (в соавторстве с супругой Мартой Барановой), повесть «Железный рыцарь на Луне», сборник сказочных повестей «Миллион и один день каникул». Федерация космонавтики СССР даже наградила писателя медалью имени Юрия Гагарина за популяризацию достижений страны в изучении космоса.

21 июля – День металлурга (третье воскресенье июля)

День металлурга отмечается в третье воскресенье июля на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года № 3018-X «О праздничных и памятных днях». День металлурга - это праздник тех, чей труд является первоосновой всех производственных процессов, поскольку без должного вклада металлургов не может обойтись ни одно ведущее предприятие современной экономики. А значит, работа предприятий тяжелой и легкой промышленности, да и повседневная жизнь каждого человека нераздельно связана с результатами тяжелого, но столь нужного труда работников металлургической отрасли.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/148/

День металлурга отмечается в третье воскресенье июля на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года № 3018-X «О праздничных и памятных днях». День металлурга - это праздник тех, чей труд является первоосновой всех производственных процессов, поскольку без должного вклада металлургов не может обойтись ни одно ведущее предприятие современной экономики. А значит, работа предприятий тяжелой и легкой промышленности, да и повседневная жизнь каждого человека нераздельно связана с результатами тяжелого, но столь нужного труда работников металлургической отрасли.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/148/

21 марта - 135 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского (21 марта 1889, Киев – 21 мая 1957, Ленинград), русского эстрадного артиста

21 марта - 135 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского (21 марта 1889, Киев – 21 мая 1957, Ленинград), русского эстрадного артиста

В 1915 году он появился перед зрителями в костюме Пьеро. Изломанность, салонная изысканность, нарочитая интимность репертуара и исполнения – все это было вполне в духе времени. Зрители приняли артиста восторженно. Манера Вертинского была близка к мелодекламации. Тогда, да и позднее, он выбирал для своих песенных номеров стихи Блока, Есенина, Антокольского и других известных поэтов. Однако чаще всего совмещал в себе и исполнителя, и поэта, и композитора. Авторская песня – так можно было бы определить жанр творческих опытов Вертинского. В выступлениях Александра Николаевича не было никаких посторонних эффектов, только его скромный голос, простая мелодия, порой лишь выразительное интонирование и слово.

Главной особенностью исполнения Вертинского было то, что его песни были своеобразными театрализованными сценками, которые длились две-три минуты и блестяще разыгрывались талантливым актером.

Литература:

Бабенко, В. Г. Артист Александр Вертинский : материалы к биографии. Размышления / Владимир Гаврилович Бабенко. - Свердловск : Издательство Уральского университета, 1989. - 127, [2] с., [7] л. ил. : ил., портр. - Изд. песен: с. 124-127. - Библиогр.: с. 122-123. - Дискогр.: с. 127-128.

Вихорнов, В. А. Александр Вертинский на экране и не только / Виталий Алексеевич Вихорнов. - Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2012. - 270 с., [6] л. ил., портр. ; 21. - Библиогр. в подстроч. примеч.

В 1915 году он появился перед зрителями в костюме Пьеро. Изломанность, салонная изысканность, нарочитая интимность репертуара и исполнения – все это было вполне в духе времени. Зрители приняли артиста восторженно. Манера Вертинского была близка к мелодекламации. Тогда, да и позднее, он выбирал для своих песенных номеров стихи Блока, Есенина, Антокольского и других известных поэтов. Однако чаще всего совмещал в себе и исполнителя, и поэта, и композитора. Авторская песня – так можно было бы определить жанр творческих опытов Вертинского. В выступлениях Александра Николаевича не было никаких посторонних эффектов, только его скромный голос, простая мелодия, порой лишь выразительное интонирование и слово.

21 марта - 185 лет со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского (21 марта 1839, с. Карево, Псковская губ. – 28 марта 1881, Санкт-Петербург), русского композитора

Картинка 5 из 54

Одно из почетных мест в истории русской музыки принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому. Композитор во многом был первооткрывателем. Он искал новые средства музыкальной выразительности, смело экспериментировал, отвергал традиционные академические нормы и представления. Основным средством характеристики образа композитор избрал живую интонацию человеческой речи. Мусоргский создал новый тип исторической оперы, в которой народ выступает активно действующей силой – «Борис Годунов» и «Хованщина».

Детство М. П. Мусоргского – от младенчества до отрочества – прошло в Кареве, в живописной местности, под звучание народных песен. Их мелодии пленили его на всю жизнь, и в дальнейшем он включает их в свои произведения, пишет тексты для опер своих друзей, в том числе для оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова с пометкой «Заимствовано из псковской песни».

Десяти лет М. П. Мусоргский был привезен в Петербург, стал воспитанником школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В это же время он начинает музыкальные занятия и создает первое сохранившееся сочинение – «Польку-подпрапорщик».

Композитор также написал ряд оркестровых и фортепианных сочинений, песен и романсов.

Литература:

Васильева, А. Ф. Неизвестные страницы жизни Мусоргского / А. Ф. Васильева. – Псков, 2003. – 272 с. : ил.

Головинский, Г. Л. Модест Петрович Мусоргский / Григорий Львович Головинский, Марина Дмитриевна Сабинина. - Москва : Музыка, 1998. - 729 с. : ил., ноты. - (Классики мировой музыкальной культуры). - Библиогр.: с. 706-714 и в подстроч. примеч. - Указ. имен.: с. 715-730.

М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников : [сборник / составитель, текстологический редактор, вступительная статья с. 3-19, комментарии и указатель Е. М. Гордеевой]. - Москва : Музыка, 1989. - 317, [1] с., [1] л. портр. - (Воспоминания о музыке и музыкантах).

Новиков, Н. С. Молитва Мусоргского : поиски и находки / Н. Новиков. - 2-е изд., доп. - Великие Луки : [б. и.], 2009. - 221 с., [15] л. ил., портр., цв. ил., [1] л. родословной : ил., ноты, портр., факс. - Список док.: с. 220. - др. кн. авт. на 219-й с.

Образцова, И. М. М. П. Мусоргский на Псковщине / И. М. Образцова, Н. Ю. Образцова. – Ленинград : Лениздат, 1985. – 88 с. : ил.

Орлова, А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского : Летопись жизни и творчества / Александра Анатольевна Орлова. - Москва : Музгиз, 1963. - 702 с., 17 л. портр. : нот. ил.

Федякин, С. Р. Мусоргский / Сергей Романович Федякин. - Москва : Молодая гвардия, 2009. - 556, [2] с., [16] л. ил., портр. ; 20 см. - (Жизнь замечательных людей). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-235-03217-0 (в пер.).

 

 

 

Одно из почетных мест в истории русской музыки принадлежит Модесту Петровичу Мусоргскому. Композитор во многом был первооткрывателем. Он искал новые средства музыкальной выразительности, смело экспериментировал, отвергал традиционные академические нормы и представления. Основным средством характеристики образа композитор избрал живую интонацию человеческой речи. Мусоргский создал новый тип исторической оперы, в которой народ выступает активно действующей силой – «Борис Годунов» и «Хованщина».

Детство М. П. Мусоргского – от младенчества до отрочества – прошло в Кареве, в живописной местности, под звучание народных песен. Их мелодии пленили его на всю жизнь, и в дальнейшем он включает их в свои произведения, пишет тексты для опер своих друзей, в том числе для оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова с пометкой «Заимствовано из псковской песни».

Десяти лет М. П. Мусоргский был привезен в Петербург, стал воспитанником школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В это же время он начинает музыкальные занятия и создает первое сохранившееся сочинение – «Польку-подпрапорщик».

21 марта - 215 лет со дня рождения Федора Алексеевича Кони (21 марта 1809, Москва – 6 февраля 1879, Санкт-Петербург), русского драматурга и театрального критика

21 марта - 215 лет со дня рождения Федора Алексеевича Кони (21 марта 1809, Москва – 6 февраля 1879, Санкт-Петербург), русского драматурга и театрального критика

Среди авторов русского водевиля XIX века Кони занимает особое место. Он был не только драматургом, но и историком и теоретиком театра, критиком и издателем одного из лучших для своего времени театрального журнала «Пантеон». В водевилях «Тереза», «Титулярные советники в домашнем быту», «В тихом омуте черти водятся» Кони делает попытку вывести на сцену русские образы, дать живую картину нравов московского общества. Его комедии «Женская натура», «Петербургские квартиры», «Беда от сердца и горе от ума» с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Человек широко образованный, Кони был критиком-театроведом, его статьи и очерки печатались на страницах многих газет и журналов. Кони известен и как поэт. Его стихотворение «Гондольер молодой» было положено на музыку и долгое время пользовалось популярностью.

 

Литература:

Котикова, П. Б. Кони Федор Алексеевич / П. Б. Котикова // Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / составители А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. - Москва: Российская политическая энциклопедия, 2010. - С. 344-345.

Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - Т. 3: К - М. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. - С. 56-57.

Среди авторов русского водевиля XIX века Кони занимает особое место. Он был не только драматургом, но и историком и теоретиком театра, критиком и издателем одного из лучших для своего времени театрального журнала «Пантеон». В водевилях «Тереза», «Титулярные советники в домашнем быту», «В тихом омуте черти водятся» Кони делает попытку вывести на сцену русские образы, дать живую картину нравов московского общества. Его комедии «Женская натура», «Петербургские квартиры», «Беда от сердца и горе от ума» с успехом шли на сценах Петербурга и Москвы. Человек широко образованный, Кони был критиком-театроведом, его статьи и очерки печатались на страницах многих газет и журналов. Кони известен и как поэт. Его стихотворение «Гондольер молодой» было положено на музыку и долгое время пользовалось популярностью.

21 марта – Всемирный день поэзии

Ежегодно отмечать 21 марта Всемирный день поэзии было решено на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. Как сказано в решении ЮНЕСКО, "поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание". В этот день во многих странах проходят различные поэтические чтения, мероприятия, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новых книг. Предполагается и то, что праздник должен дать возможность заявить о себе малым издательствам и литературным клубам, благодаря которым творчество современных поэтов часто находит дорогу к читателям.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/24/

Ежегодно отмечать 21 марта Всемирный день поэзии было решено на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. Как сказано в решении ЮНЕСКО, "поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание". В этот день во многих странах проходят различные поэтические чтения, мероприятия, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новых книг. Предполагается и то, что праздник должен дать возможность заявить о себе малым издательствам и литературным клубам, благодаря которым творчество современных поэтов часто находит дорогу к читателям.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/24/

21 марта – Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации установлен решением сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 26 октября 1966 года в память о жертвах расстрела мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида 21 марта 1960 года в южноафриканском поселке Шарпевиль. Провозглашая этот день, Генеральная Ассамблея призвала международное сообщество удвоить усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации, тем самым подтверждая, что расовая дискриминация – это преступление против человеческого достоинства, отрицание прав человека, основных свобод и справедливости.

 

Литература:

Вахрушев, В. В. Апартеид и политика Запада в ООН / Василий Васильевич Вахрушев, Александр Михайлович Левищенко. - Москва : Международные отношения, 1989. - 188, [2] с. - Библиогр. в примеч.: с. 178-189. - ISBN 5-7133-0098-6.

Мандела, В. Частица моей души ушла с ним : [о борце против апартеида Н. Манделе : перевод с немецкого] / Винни Мандела ; литературная запись А. Бенджамин ; общая редакция и послесловие В. Н. Тетекина. - Москва : Прогресс, 1986. - 253, [2] с. : ил.

Мандела, Н. Нет легкого пути к свободе : статьи, речи, выступления на суде / Нельсон Мандела ; перевод с английского И. П. Ястребовой ; вступительная статья В. П. Городнова. - Москва : Прогресс, 1968. - 231 с., 2 л. ил.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/406/

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации установлен решением сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 26 октября 1966 года в память о жертвах расстрела мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида 21 марта 1960 года в южноафриканском поселке Шарпевиль. Провозглашая этот день, Генеральная Ассамблея призвала международное сообщество удвоить усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации, тем самым подтверждая, что расовая дискриминация – это преступление против человеческого достоинства, отрицание прав человека, основных свобод и справедливости.

21 марта – Международный день кукольника

Еще в 2000 году на XVIII конгрессе Международного союза деятелей театра кукол Дживада Золфагарихо, деятель кукольного театра из Ирана, предложил отмечать во всем мире Международный день театра кукол. Несмотря на оживленную дискуссию, решение тогда принято не было. Только через два года дата празднования была определена. Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. По мнению деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян, «мир кукольного театра – это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа».

 

Литература:

Алипова, Е. Кукла проживает насквозь: [21 марта весь мир отмечает Международный день кукольника] / Е. Алипова ; авторы цитат: К. Ватсяаян, М. Грибанова // Отечество. - 2008. - № 3. - С. 16-19.

Версии происхождения куклы. Игра с предметом – истоки кукольного театра. Виды театральных кукол.

Прекрасный мир детства // Делаем сами. - 2016. - № 3/4. - С. 41.

История появления профессионального праздника День кукольника и появления первых кукол за рубежом и в России.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1925/

Еще в 2000 году на XVIII конгрессе Международного союза деятелей театра кукол Дживада Золфагарихо, деятель кукольного театра из Ирана, предложил отмечать во всем мире Международный день театра кукол. Несмотря на оживленную дискуссию, решение тогда принято не было. Только через два года дата празднования была определена. Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. По мнению деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян, «мир кукольного театра – это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа».

21 марта – Международный день лесов

Сохранение лесов и их богатств сегодня стоит среди важнейших экологических задач для всех стран мира. Международный день лесов (или Всемирный день защиты лесов) отмечается с 1971 года, с тем чтобы привлечь внимание к этой проблеме. В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией окончательно утвердила дату 21 марта как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов и повышения осведомленности об их значении для нашей планеты. В этот день во многих странах мира проходят акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3056/

Сохранение лесов и их богатств сегодня стоит среди важнейших экологических задач для всех стран мира. Международный день лесов (или Всемирный день защиты лесов) отмечается с 1971 года, с тем чтобы привлечь внимание к этой проблеме. В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией окончательно утвердила дату 21 марта как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов и повышения осведомленности об их значении для нашей планеты. В этот день во многих странах мира проходят акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3056/

21 мая - 180 лет со дня рождения Анри-Жюльена Феликса Руссо (21 мая 1844, Лаваль, Франция – 2 сентября 1910, Париж), французского художника

21 мая - 180 лет со дня рождения Анри-Жюльена Феликса Руссо (21 мая 1844, Лаваль, Франция – 2 сентября 1910, Париж), французского художника

Анри Руссо поздно начал заниматься живописью. В 1886 году он впервые выставил свои живописные работы в Салоне независимых художников, но они не обратили на себя внимания. Исполненные наивной непосредственностью, картины Руссо (фантастические пейзажи, виды пригородов Парижа, жанровые сценки, портреты и автопортреты) отличаются «детской» условностью изображаемого и в то же время буквальностью в деталях, плоскостью четких форм, ярким и пестрым колоритом. По достоинству Руссо оценили только в конце жизни. Тогда его «открыли» Г. Аполлинер, П. Пикассо, А. Сальмон. Руссо оставил много пейзажей: «Остров Сен-Луи вечером», «Аллея в Сен-Клу», «Тропики».

 

Литература:

Валье, Д. Анри Руссо : альбом / Дора Валье. - Москва : Слово, 1995. - 95 с. : ил. - (Картинная галерея). - ISBN 5-85050-081-2.

Перрюшо, А. Таможенник Руссо / Анри Перрюшо. Воспоминания торговца картинами / Воллар Амбруаз / Перрюшо Анри ; перевод с французского Г. Генниса. - Москва : Радуга, 1994. - 398, [1] с. : ил. - ISBN 5-05-004163-5.

Анри Руссо поздно начал заниматься живописью. В 1886 году он впервые выставил свои живописные работы в Салоне независимых художников, но они не обратили на себя внимания. Исполненные наивной непосредственностью, картины Руссо (фантастические пейзажи, виды пригородов Парижа, жанровые сценки, портреты и автопортреты) отличаются «детской» условностью изображаемого и в то же время буквальностью в деталях, плоскостью четких форм, ярким и пестрым колоритом. По достоинству Руссо оценили только в конце жизни. Тогда его «открыли» Г. Аполлинер, П. Пикассо, А. Сальмон. Руссо оставил много пейзажей: «Остров Сен-Луи вечером», «Аллея в Сен-Клу», «Тропики».

21 мая – 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013), советского писателя

21 мая – 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013), советского писателя

Книги Бориса Васильева о войне стояли у истоков так называемой «лейтенантской прозы». Широкую литературную известность писатель приобрел после выхода повести «А зори здесь тихие…». Ее герои были взяты из военной действительности – только в реальном случае гитлеровским диверсантам противостояли не девушки, а семеро солдат. Борис Львович вспоминал: «Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё – повесть сразу выстроилась.

Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал». Среди других значительных произведений писателя – романы «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «Завтра была война». В дальнейшем он обратился к жанру исторического романа: «Были и небыли», «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт», «Дом, который построил Дед», «Утоли моя печали».

Литература:

Васильев, Б. Л. Век необычайный / Борис Львович Васильев. - Москва : Вагриус, 2003. - 234, [2] с., [8] л. ил. - (Мой 20 век). -ISBN 5-9560-0135-6.

 

Книги Бориса Васильева о войне стояли у истоков так называемой «лейтенантской прозы». Широкую литературную известность писатель приобрел после выхода повести «А зори здесь тихие…». Ее герои были взяты из военной действительности – только в реальном случае гитлеровским диверсантам противостояли не девушки, а семеро солдат. Борис Львович вспоминал: «Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё – повесть сразу выстроилась.