Главная тема прозы Александра Адамовича - фашизм и нравственные истоки народного сопротивления. Он широко использовал в своих произведениях автобиографический и документальный материал: книги-свидетельства «Я из огненной деревни», совместно с Я. Брылем и В. Колесником (1975), «Блокадная книга», совместно с Д. Граниным (1977-1981). Истоки тоталитаризма как формы идеологии раскрыты в романе «Каратели» (1980). Судьбе мира после ядерной катастрофы посвящена повесть «Последняя пастораль» (1987). Адамович - автор сценариев к фильмам «Война под крышами» (1967), по одноименному роману и «Иди и смотри» (1985), по книге «Хатынская повесть» (1973). Публицистика Адамовича последних лет собрана в его книгах «Отвоевались!» (1990), «Мы – шестидесятники» (1991). В дни августовского путча писатель находился в Москве в рядах защитников Белого дома. Эти события отразил в публицистическом мемуарном эссе «Спасибо, хунта!».